А. Роше. КТО Я?

- Оглавление -



ОБРАЗ СЕБЯ

У каждого из нас имеется более-менее осознанное представление о себе. Этот "образ себя" отражается на нашей жизни.



  1. КАК ФОРМИРУЕТСЯ ОБРАЗ СЕБЯ?

    Материал для образа себя черпается из нескольких источников:

    • из представлений других людей о нас,
    • из наших собственных потребностей и амбиций,
    • из опыта самонаблюдения.

    1.1. Из представлений других людей

    Мы начали узнавать, кто мы, через посредство наших родителей и воспитателей. Мы судили о себе по их высказываниям и ожиданиям, по их отношению к нам и по тем оценкам, которые они нам давали.

    Пожалуй, даже сейчас мы склонны видеть себя глазами других.

    1.2. Из наших собственных потребностей и амбиций

    • Из нашей потребности в признании, потребности в понимании, любви, потребности быть принятым своим окружением.

    • Из нашего желания "выглядеть" определенным образом в глазах других. Это желание может стать истоком того образа себя, который мы со временем создаем.

      Когда такие желания и потребности в нас сильны и даже неодолимы, возникает все возрастающий разрыв между

    • нашей "маской", то есть образом себя, который мы хотим создать в глазах окружающих,

    • и тем, кем мы есть по существу, на самом деле.

    1.3. Из опыта самонаблюдения

    • Наши поступки показывают, на что мы способны, и тем самым говорят нам, кто мы.

    • Непосредственное наблюдение своего внутреннего мира также позволяет нам узнать, кто мы.

    Итак, образ себя формируется из нескольких источников. Они более или менее гармонично сочетаются друг с другом и могут долгое время сосуществовать в ходе развития личности.

  2. ТРИ РАЗНОВИДНОСТИ ОБРАЗА СЕБЯ

    Мы выявили три разновидности образа себя: отрицательный образ, завышенный или идеализированный образ, а также реалистичный образ себя.

    2.1. Отрицательный образ себя

      2.1.1. Отличительные признаки

      Люди с отрицательным образом себя видят себя в отрицательном свете. Признавая наличие в себе каких-либо положительных черт, они тут же добавляют большое "но", которое нейтрализует и сводит на нет этот положительный признак. Их внимание сосредоточено главным образом на их ограничениях и недостатках, а достоинств своих они не замечают. Нередко они считают, что в глазах окружающих выглядят ничтожеством.

      2.1.2. Происхождение

      Нередко отрицательный образ себя восходит к детскому возрасту. Он возникает в результате сравнения с братом или сестрой, либо создается взыскательными родителями или учителями, которые возлагают на ребенка большие надежды и особо подчеркивают его промахи и неудачи.

      Отрицательный образ себя может возникнуть также в результате неудачи или ряда неудач, постигших человека в более зрелом возрасте. В нем зарождается неуверенность в себе.

      Отрицательный образ себя строится на отрицательных сторонах и недостатках личности.

      2.1.3. Последствия

      Людям с отрицательным образом себя недостает уверенности в себе, поскольку они не находят в себе никакой опоры. Несмотря на это, они могут достигать успеха в своих начинаниях, однако не видят в том своей заслуги. Они говорят, что им повезло, что им помогли другие и т.п.

      Они никогда не удивляются собственным неудачам, ограничениям или ошибкам; они словно ожидают чего-то подобного. Это подкрепляет их отрицательный образ себя, – из чего, впрочем, не следует, что они принимают случившееся.

      2.1.4. Как способствовать повышению реалистичности образа себя?

      Это может показаться странным, но человек сперва должен согласиться с тем, что он страдает отрицательным образом себя.

      Однако он в то же время должен быть открыт для изменений, то есть готов признать, что он, возможно, представляет собой нечто иное. Будучи открыт, он сможет начать обращать внимание на свои успехи и на положительную обратную связь, получаемую от других людей.

      Ему следует также изучить свое прошлое, чтобы обнаружить первопричину отрицательного образа себя и проследить, как этот образ развивался с годами. Весьма полезным может оказаться также обсуждение этого образа с другими людьми.

      Отрицательный образ себя будет убывать по мере развития существа, проявляющегося из бессознательного. Тенденция к самоотрицанию и самоуничижению не исчезнет, но человек сможет быстро распознавать ее и высвобождаться от ее хватки.

    2.2. Завышенный образ себя

    Люди с таким образом себя склонны завышать свои положительные черты.

      2.2.1. Две разновидности завышенного образа себя

      • Некоторые люди завышают свои положительные черты, чтобы оградить себя от неодобрения других. Демонстрируя себя окружающим в радужном свете, сами они видят свои светлые и темные стороны. Они пытаются защитить себя, а окружающим кажется, что они себя переоценивают.

        За подобной "переоценкой" скрывается глубокая неуверенность в себе, обусловленная более или менее осознанным болезненным опытом прошлого.

        Обратите внимание, – на самом деле образ себя у таких людей не завышен. Их знакомые считают их чересчур высокого о себе мнения, поскольку они производят такое впечатление.

      • Люди с подлинно завышенным образом себя действительно высокого о себе мнения и желают, чтобы его разделяли другие. Они строят свою жизнь на стяжании социального успеха как предельного смысла существования.

      2.2.2. Происхождение подлинно завышенного образа себя

      • В семьях, где особое значение придается успеху в обществе, детей оценивают прежде всего по этому критерию. Родители носятся с их школьными и общественными "достижениями". В центре внимания находится не столько их существо, сколько их внешние проявления.

        Семейное влияние сочетается с системой образования и общественным укладом, где высоко ценятся интеллектуальные достижения (культ дипломов) и социальный успех (культ карьеры, связей, высоких постов и т.п.).

      • Попадая в эту систему еще в детском возрасте, человек строит свои представления о себе главным образом на основе своих успехов, признанных в качестве таковых другими людьми.

      2.2.3. Отличительные признаки подлинно завышенного образа себя

      • Глубинная бессознательная неуверенность в себе, обусловленная непроявленностью существа. Людям, которые не сознают своего существа, не на что внутренне опереться в своем существовании и развитии.

      • Социальный успех служит компенсацией этой неуверенности в себе, посему их жажда успеха неутолима. Если бы не успех, все бы рухнуло. Поэтому одаренные и не знающие неудач люди могут всю свою жизнь провести в погоне за успехом.

      • Сталкиваясь с неудачей, они отскакивают. Сталкиваясь с крупной неудачей, они разваливаются, – впадают в депрессию и т.п.

      • Их межличностные отношения дисгармоничны:

        • Они презирают слабых, не преуспевших.
        • Они очень зависимы от тех, чье мнение считают значимым для собственной самооценки.
        • Будучи не уверены в себе, они не переносят сомнений и возражений со стороны других. Каждый, кто пытается с ними спорить, сталкивается с насмешкой, презрением, высокомерием, самовыгораживанием и самодовольством.

      • Люди с завышенным образом себя признают некоторые свои отрицательные качества или ошибки, но не потому, что у них действительно имеются таковые, а по той причине, что жаловаться на себя – в правилах "хорошего тона". Изысканным манерам и хорошему тону такие люди придают большое значение.

      2.2.4. Как способствовать повышению реалистичности образа себя?

      • Для начала данную разновидность образа себя необходимо выявить. Это не всегда легко.

      • Нужно соприкоснуться с новой системой ценностей, где существу человека придается большее значение, нежели его внешним проявлениям.

      • Жить согласно своему существу – вот единственный путь, на котором можно избавиться от завышенного образа себя. При этом может сохраниться склонность впадать в него при определенных обстоятельствах.

      • Сталкиваясь с неудачей, человеку нужно удерживаться от желания любой ценой "отскочить" от нее. Необходимо обрести опору в своем собственном существе и серьезно анализировать свой вклад в случившееся, а не пытаться всеми возможными средствами вернуть себе уважение окружающих.

    2.3. Реалистичный образ себя отражает реальную личность человека

    Как отрицательный, так и завышенный образ себя построен на представлениях о нас других людей. Реалистичный образ себя, начиная с детского возраста, строится главным образом на том, что мы представляем собой в действительности.

      2.3.1. Отличительные признаки такого образа себя

      • Люди с реалистичным образом себя воспринимают себя как цельную личность, которой присущи как положительные, так и отрицательные стороны.

      • Они не испытывают никаких сложностей с признанием своих достоинств или ограничений, когда другие люди им на них указывают.

      • Положительные высказывания на свой счет они воспринимают спокойно и без эйфории. Отрицательные высказывания не вызывают у них ощущения собственной никчемности и не служат поводом для сомнений в себе.

      • Их представлениям о себе не свойственна косность или неизменность. По мере продвижения по пути роста, их образ себя меняется и развивается, поскольку они могут включать в него новые элементы, сознавая их появление.

      • Сталкиваясь с критикой и упреками, такие люди способны на здоровое и спокойное сомнение в собственной непогрешимости. Они не пытаются во что бы то ни стало оправдать себя. В то же время они способны внутренне отстраниться от своих поступков и установок, чтобы рассмотреть и оценить их.

    2.4. Как способствовать повышению реалистичности образа себя других людей?

    Вот некоторые указания:

      2.4.1. Общие правила

      • Призывая людей измениться, мы нисколько их не меняем.
      • Сначала нужно попытаться понять их и принять такими, какими они есть.
      • Они встанут на путь выздоровления, взглянув правде в глаза. А взглянуть правде в глаза могут лишь они сами.

      2.4.2. Лица с отрицательным образом себя

      Если мы хотим помочь таким людям, то должны слушать их, принимать их, подвергать сомнению то, что они говорят о себе, и пробуждать в них сознание положительных черт собственной личности, способствуя формированию полного образа себя.

      2.4.3. Лица с отрицательным образом себя

      Нецелесообразно всякий раз заниматься восстановлением их морального состояния в случаях, когда они терпят неудачу. Нужно помочь им обнаружить необходимую опору в самих себе, а также помочь им взглянуть на прожитую жизнь и выяснить, почему они придают такое значение внешним проявлениям и успеху в обществе.



  3. ОБРАЗ СЕБЯ ПОРОЖДАЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    3.1. Во многих случаях мы действуем исходя из наличных представлений о себе

    • Тот, кто считает себя ленивым, ленится. Тот, кто считает себя несчастливым, не осмеливается поверить в свое счастье даже тогда, когда оно к нему приходит. Он даже пытается ему воспрепятствовать.

    • Тот, кто себя переоценивает, берется за дела, выполнить которые не в состоянии.

    • Тот, кто смотрит на себя реалистично, согласен быть самим собой и только самим собой – не больше и не меньше.

    3.2. Значение для воспитания

    Опасно твердить детям об их отрицательных проявлениях, пытаясь исправить последние, – особенно, если это делается часто. Говоря им, что они лентяи, врунишки, что они неуклюжи и т.п., мы создаем у них соответствующий образ себя. И этот образ будет понуждать их лениться, сомневаться во всем ими сказанном, и становиться еще более неуклюжими.

    Постоянное подчеркивание отрицательных проявлений огорчает и расстраивает даже взрослых и может отрицательно сказываться на их поведении.

    Столь же опасно подчеркивать внешние проявления ребенка и успех, произведенный им на окружающих. Кроме всего прочего это ведет человека к отчуждению от самого себя и оставляет его на милость одобрения других.

    Напротив, рассматривая человека в положительном свете (при условии, что положительное не выдумано), мы придаем ему сил, повышаем его устойчивость и уверенность в себе

    Нам суждено быть такими, какими мы есть в глубине души. Вот что должно поощряться и поддерживаться.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1147
Категория: Библиотека » Популярная психология


Другие новости по теме:

  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава третья ПСИХОЛОГИЯ САМООСОЗHАHИЯ Я в своем представлении
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ЛИЧHОСТЬ В ЗЕРКАЛЕ КУЛЬТУРЫ Глава первая
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Образ человека и тип культуры В том безграничном
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава вторая АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Много есть чудес на
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава третья МЕЖДУ ОБЩИНОЙ И БОГОМ Когда я
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава четвертая ОТКРЫТИЕ ИHДИВИДУАЛЬHОСТИ Чувство личности Разве жизнь
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Познание себя и автокоммуникация Вот уже несколько лет,
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Крушение богоподобного Я Маленькая рыбка сказала морскойцарице: Я
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Марксистский гуманизм ...Развитие способностей родачеловек, хотя оно вначале
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СТАHЬ ТЕМ, ЧТО ТЫ ЕСТЬ Глава
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Биография и судьба Все человеческие судьбы слагаютсяслучайно, в
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Юность ищет себя А как необозримо отрочество,каждому известно...
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава вторая ДОРОГА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ У истоков
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава пятая КРИЗИС ЧЕЛОВЕКА И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРHАТИВА Освобождение
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | В конце пути Страшно то, что чем старшестановишься,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь