ГИЛОЗОИЗМ (греч. hyle вещество, материя и zoe
жизнь) философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г. снимал принципиальное
различие между неорганической и живой природой. Термин Г. был введен Кедвортом в 1678 для обозначения ранних греческих
философских концепций, признающих одушевленность всеобщим свойством макро- и микрокосма (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
Социокультурные истоки Г. уходят корнями в особенности культуры ранних традиционных обществ и Запада, и Востока,
рассматривающих природу как единый целостный живой организм. (Смыслообразы пуруши, праны, атмана-брахмана в
древнеиндийской философии; субстанции "ци", смыслообразы "Тянь" (Неба) в древнекитайской;
"огня" у Гераклита и т.д.). Г. был присущ воззрениям Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения Г. под влиянием
концепций античных мыслителей используется в качестве аргумента при обосновании единства человека с его сознанием и
природы. Так, Бруно утверждал, что мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция, находится во всех без
исключения вещах, составляя их движущее начало. Появление концепций Г. в философии Нового времени связано с поисками
ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувствительности у живых существ и мышления, сознания у
человека. Так, Спиноза признавал мышление свойством, присущим всей природе, атрибутом материи. Положение о всеобщей
чувствительности материи защищают и отстаивают французские материалисты 18 в. (Дидро, Робине, Кабанис). Г. противостоял
поискам оснований психики и сознания в особой надприродной, нематериальной, духовной субстанции. В то же время Г.
отвергает и механистические представления о косной, "мертвой" материи и виталистические утверждения о
существовании особой "жизненной силы", определяющей способность к ощущениям у живых существ. Г. подготавливает
почву для становления эволюционных представлений о чувствительности, психике, разуме. Г. в противоположность
механицизму, характерному для метафизического материализма, снимает противопоставление инертной материи внешней силе,
приводящей ее в состояние движения. В понимании сознания, психики человека и животных Г. (приписывающий всей материи
способность ощущать) являл собой наивную попытку отыскать корни психических явлений в материальном мире.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.