Рифкат Гатупов. Мир под ракурсом судебной психиатрии в художественном фильме Рамиля Гарифуллина «Режиссер мозга» — мастер-класс для психотерапевтов.

Тревожащий лай собак, высокий каменный забор, «колючка» поверх него, милиционеры — все это напрягает с первых кадров. Первая и самая навязчивая ассоциация — концлагерь, гитлеровский или нквдэшный. Люди в белых халатах напоминают об экспериментах доктора Менгеле над заключенными и психиатрических больницах времен Брежнева и Андропова для диссидентов. Человек в длинном кожаном плаще, быстро проходящий по длинному коридору, чем-то отдаленно дает воспоминание о Гитлере в таком же одеянии и в такой же ситуации. Множество смыслов и символов, наслаивающихся один на другой, вспыхивают уже с первыми кадрами фильма.

Режиссер мозга афиша

Дальше напряжение только усиливается. Пугающие непонятные диалоги. Одна дубинка чего стоит! Тут же вспыхивают отголоски недавнего прошлого, приводящие к полицейскому участку «Дальний» и знаменитому лечебному средству нижнекамской «четверки».

Ощущение полного психоделического сюрра — кто, что, где, зачем? «Процесс» Кафки в действии! Полный разгар психологического зазеркалья, где нет юмора, а есть лишь явная угроза, приводящая к непонятному возбуждению и напряжению. Автор фильма представил его как трагифарс. Может быть, но ощущение театра абсурда, абсурдистской логики повествования, ни на минуту не оставляет зрителя. Непонятно: или все просто, или же, наоборот, все сложно?

Странные люди, странные персонажи с непонятным поведением, странная ситуация, в которой они оказались, усиливающаяся от эпизода к эпизоду, не дает возможности включить логическую, разумную переработку поступающего материала. Негативный эмоциональный фон нарастает постепенно, но неуклонно.

Продолжение фильма никак не рассеивает продолжающееся нагнетание напряжения, сумятица образов и непонятных конструкций, данных в рамках идущих библейских дней творения, пугает, особенно впечатлительных лиц, тем более, что, как говорят, большое — видится на расстоянии, а человек, находящийся в процессе, находящийся внутри эмоционально окрашенного действия любой направленности, теряет способность оценочного суждения сложившегося положения вещей. И, соответственно, испытывает два противоречащих желания — уйти или присоединиться к действу. Чтобы или обрести, или потерять себя.

Фантасмагорические эпизоды «копания» в мозге, пробуждающие детские страхи того, что тебя — раскроют, выставят на всеобщее обозрение и посмешище, «выведут на чистую воду», сильны и достаточно категоричны, сводя роль психики до механистического анатомического понимания ее, что тоже, кстати, не лишено основания, потому что — нет мозга, нет — мышления, нет мышления — нет психики…

Рассуждения профессора о коррупции возвращают зрителя к деформированной реальности. Создается ощущение своего рода «сумеречной зоны сознания», где можно все, что захочется, и где может быть все, что хочется… И мысли о том, что существует некая зона отчуждения человеческой психики, куда нет хода живым человеческим чувствам и эмоциям, где есть лишь алчность, коррупция и взяточничество.

Понимание того, что в человеческой психике, а конкретно в мозге, существует некая, отчужденная от самого человека, как от личности, зона, ответственная за казнокрадство, мздоимство, где деньги, как концентрированное выражение социальных отношений, заменяют все виды человеческого общения, и желание «брать» превалирует над желанием «давать», превращая инстинкт хапужничества, ненасытного насыщения в главную доминанту человеческого существования. Зона, где детское эгоистическое желание того, что все вокруг — «мое, мое и только мое…», превратилось в преформированное — «хочу, чтобы у меня все было, а мне бы за это ничего не было». Зона мозга, где деньги превращаются в своего рода психостимуляторы, потому что — «с ними хорошо, без них — плохо».

Эта грандиозная зона отчуждения, разделения человеческой психики, возникшая в результате катаклизма человеческой цивилизации, достигшей уровня биологического цинизма, где власть, овеществленная в деньгах, является не только средством самоудовлетворения, удовлетворения мании величия, но и довлеющей структурой, биологической потребностью, водоразделом между жизнью и смертью, так же, как и в идее братьев Стругацких «Сталкер», так блестяще выраженной киноязыком Тарковским в одноименном фильме.

Рамилю Гарифуллину удалось воссоздать и выразить во вне эту материальную зону человеческой психики, где все живое возрождается только тогда, когда удаляется раковая опухоль зеленой коррупции, мозг — удаляется, а разум — остается, и психика — восстанавливается. И эмоционально-стрессовая терапия дает возможность людям вновь вернуть себе свой человеческий облик, человеческое будущее и перспективу дальнейшего развития.

Трехуровневое присутствие профессора в фильме — в виде самого себя, в виде режиссера и в виде внутреннего голоса Супер Эго вполне вносят раздор в понимание фильма, но зато потом, когда наступает саспенс, когда вырывается вздох облегчения, и профессор снимает маски. Именно тогда приходит понимание того, это — не фильм ужасов, а фильм об ужасах человеческой психики, человеческого обыденного сознания, находящегося в плену зоны отчуждения. То, что это фильм-предостережение, фильм-рекомендация, фильм-предложение того, как надо лечить человечество от раковой опухоли коррупции и взяткомании, которая на самом деле является болезнью, ведущей человеческую цивилизацию к самоуничтожению. Фильм о том, что надо сделать для того, чтобы вернуть человечество к его исконному цивилизованному существованию, где девизы — мир, труд, май, призывы: человек человеку — друг, товарищ и брат, начинают заново и высокоэффективно работать.

И тогда хоррор становится трагифарсом, как и было заявлено в программе фильма.

Фильм надо смотреть трижды. Спросите: Почему? А исходя из тех же психологических установок сознания при восприятии нового и неизведанного. Три основных этапа познания и обучения: Этого не может быть! Я это уже где-то слышал… Да это же и так все знают! И после этого уже можно просто наслаждаться фильмом, как художественным произведением. Но тогда уже вступают в действие другие силы, например, киноведения или литературоведения.

Фильм можно посмотреть в свободном доступе на You Tube:

Психоаналитик Рифкат Гатупов

Просмотров: 476
Категория: Психоанализ, Психология Другие новости по теме:

  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Александр Щипин. Русские своих не бросают... (фильм "Брат-2")
  • Александр Федоров. Фильм «С любовью, Саймон» (2018) как гей-манифест в кино на школьную тему
  • Александр Федоров. Стереотипы советского кинематографического образа войны и фильм В.Виноградова «Восточный коридор» (1966)
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Женское оголение — причина вымирания человеческой популяции
  • Федор Смирнов. О трансформации человеческого сознания в эпоху техногенной глобализации
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • С.К. Бочавер, С.Ю. Бочавер. Секс в человеческой культуре. Психологические функции секса
  • А. В. Федоров. Критический анализ медиатекста, содержащего сцены насилия, на на примере фильма "Груз 200" (А. Федоров)
  • Владината Петрова. Может ли женщина быть гением?
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Околосмертные переживания - не только перед смертью
  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Половой отбор: почему при виде красивых девушек мужчины начинают говорить умные слова
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Эстетическое восприятие: красоту можно считать по активности мозга
  • Рамиль Гарифуллин. Где находится этот загадочный Центр Сознания и Воли? Уничтожит ли его Человек, благодаря развитию нанопсихологии?
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Мыть руки следует не только перед едой, но и после принятия важных решений
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Денис Бондаренко. Учебник — чтобы учиться, а лопата — чтобы копать! Внутрикорпоративное обучение и бизнес-тренинги.
  • Роксолана Гнатюк. Как защитить себя от других и самого себя?
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Как перестать быть неудачником и стать успешным за 30 дней
  • Д. Бейлс, Т. Орланд. Страх перед другими: признание, понимание, одобрение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь