Методика исследования объёма оперативной памяти

  Направленность методики.   Данная  методика  предназначена  для
диагностики объема оперативной памяти - важной характеристики па-
мяти человека. По сравнению с понятием "объем кратковременной па-
мяти", которое подразумевает под собой количество объектов,  сво-
бодно запоминающихся в  короткий  промежуток  времени,    понятие
"объем оперативной памяти" подразумевает количество объектов,  не
только запоминающихся, но и использующихся,  обрабатывающихся как
по одиночке - так и между собой за этот промежуток времени. В оп-
ределенном смысле объем оперативной памяти является  интегральной
характеристикой памяти и поэтому  при  первичном  ознакомлении  с
особенностями психических процессов  испытуемого  полезным  пред-
ставляется начинать исследовать  особенности  памяти  с  изучения
объема оперативной памяти.  В пользу этого говорит и то,   что  в
чистом виде, т.е. запоминание и воспроизведение каких-либо объек-
тов,  кратковременная память встречается редко,  в повседневной и
профессиональной деятельности используется,  как правило,  именно
оперативная память.
Содержание методики.  Процедура тестирования состоит из четырех
серий,  в каждой из которых испытуемому зачитывается  пять  рядов
цифр: по 4,6,8,10 и 12 цифр в каждом. Цифры зачитываются с интер-
валом в одну секунду. Перед испытуемым стоит задача попарно скла-
дывать предъявляемые цифры и полученные суммы запоминать.   После
того, как экспериментатор оканчивает предъявлять стимульный ряд -
испытуемый произносит вслух полученные  суммы.    Экспериментатор
сравнивает значения с истинными и фиксирует на  бланке  правильно
или нет испытуемый ответил по текущему ряду.  Далее  зачитывается
следующий ряд и т.д.
  Инструкция испытуемому :"Сейчас  я  буду  зачитывать  вам  ряды
цифр.  Ваша задача состоит в том,  чтобы в уме попарно складывать
эти цифры и полученные суммы запоминать. Те цифры,  которые скла-
дываются, запоминать не следует. После того,  как я закончу зачи-
тывать ряд, вы произносите вслух те числа,  которые запомнили.  К
примеру, я зачитываю ряд: 2, 4, 8, 1.  Вы попарно складываете 2 и
4, 8 и 1.  Получаете соответственно сначала 6,  а потом 9.  После
того, как я закончил читать ряд - вы отвечаете: 6, 9.  Все понят-
но?"


Обработка результатов происходит следующим образом. Находится наибольшая длина ряда сумм, которая во всех сериях была воспроиз- ведена правильно (А), количество рядов во всех сериях длиной больше А (m). Объем оперативной памяти подсчитывается по формуле: m Vоп= A + 4 + 0,5 Нормой объема оперативной памяти является 4,2 . При проведении тестирования полезным представляется заносить результаты в специальную таблицу : ---T--------------¬ ¦ ¦--T--T--T--T--+ ¦ ¦ 2¦ 3¦ 4¦ 5¦ 6¦ +--+--+--+--+--+--+ ( 1, 2, 3, 4 - это номера серий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2, 3, 4, 5, 6 - длины запоминаемых рядов) ¦ 1¦ +¦ -¦ -¦ -¦ -¦ +--+--+--+--+--+--+ В таблице приведен пример ее заполнения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ где "+" означает то, что испытуемый пра- ¦ 2¦ +¦ -¦ -¦ -¦ -¦ вильно воспроизвел запоминаемые суммы, а +--+--+--+--+--+--+ "-" соответственно в противном случае. В ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ данном случае А=2, т.к. уже в третьем сто- ¦ 3¦ +¦ +¦ -¦ -¦ -¦ лбце таблицы встречаются минусы; m=2, т.к. +--+--+--+--+--+--+ правее второго столбца таблицы располагае- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тся только минуса. Соответственно объем ¦ 4¦ +¦ +¦ -¦ -¦ -¦ оперативной памяти будет 2+2/4+0,5=4 . L--+--+--+--+--+---




Просмотров: 3254
Категория: Описания тестов



Другие новости по теме:

  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Для исследования памяти наиболее часто применяются методика заучивания 10 слов, исследование памяти на изображение предметов путем узнавания.
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ Существует множество специальных методик для исследования памяти, разработанных как в общей психологии, так и в обл...
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Психометрическое исследование памяти с помощью шкалы Векслера.
  • Виды памяти
  • Виды памяти и их особенности
  • Время хранения в кратковременной памяти
  • Вспышки памяти
  • Индивидуальные различия памяти у людей
  • Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
  • Корректурные пробы
  • Методика "Выяснение пассивного словарного запаса"
  • Методика "Запомни и расставь точки"
  • Методика "Определение объема кратковременной зрительной памяти"
  • Методика "Оценка объема кратковременной слуховой памяти"
  • Методика диагностики оперативной памяти
  • Методика изучения произвольности внимания
  • Методы исследования памяти. Основные тезисы
  • Общее представление о памяти человека
  • Объем кратковременной памяти
  • Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти
  • Память на алгоритмы
  • Память. Основные тезисы
  • Проспективная память
  • Психическое напряжение
  • Психодиагностическая методика "Красно-черно-синие таблицы"
  • Седьмой тип заданий. Числовые ряды.
  • Тест "Цезарь". Форма А
  • Тест "Цезарь". Форма Б
  • Тест "Цезарь". Форма В
  • Тест "Цезарь". Форма Г



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь