Типы семейного воспитания

   Тип семейного воспитания - валовая, интегративная характеристика внутрисемейных отношений, отношения родителей к своему родительскому долгу, разного рода ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребёнку, уровня родительской компетентности.
   Характер семейного воспитания во многом является следствием родительской позиции. Обычно выделяют три критерия оценки родительских позиций – адекватность, динамичность и прогностичность. Адекватность характеризует ориентировку родителей в индивидуально-психологических особенностях ребёнка, его возрастных чертах, а также меру осознания этих особенностей. Динамичность - мера подвижности родительских позиций, изменчивость форм и способов общения и взаимодействия с ребёнком (восприятие ребёнка как личности, степень гибкости общения с ребёнком в различных ситуациях, изменчивость форм и способов воздействия на ребёнка в зависимости от возраста). Прогностичность - способность родителей к предвидению перспектив развития ребёнка и к перестройке взаимодействия с ребёнком.
   Оценка родительской позиции
   В качестве основания классификации семейного воспитания по видам и типам обычно выделяют следующие конкретные параметры:
   1) степень эмоционального принятия родителями ребёнка, заинтересованность в нём,
   2) степень проявления заботы,
   3) требовательность,
   4) последовательность в реализации стиля воспитания,
   5) аффективная устойчивость родителей,
   6) тревожность,
   7) характер системы управления в семье в целом.
   Виды семей по параметрам
   По каждому из указанных параметров можно выделить несколько случаев, имеющих дифференциальную ценность:
   1 - принятие / равнодушие / неприятие
   2 - заботливость / беззаботность
   3 - разрешительный (вид) / допускающий / ситуативный / ограничительный
   4 - последовательность / непоследовательность
   5 - устойчивость / неустойчивость
   6 - тревожность / спокойствие
   7 - авторитарный / демократический / попустительский
   Как видно, теоретически может быть до 3*2*4*2*2*2*3=576 видов семейного воспитания. Однако в реальной жизни не все эти виды встречаются одинаково часто. В ходе различных исследований было выявлены следующие восемь наиболее распространённых типов семейного воспитания.
   Эмоциональное отвержение    Воспитание ребёнка сопровождается холодностью, иногда - впрочем - способной прерываться периодами утрированного сочувствия, внимания и заботы со стороны родителей. Своими эмоциями родители не следуют за эмоциями ребёнка, довольно быстро и ребёнок отучивается следовать своими эмоциями за родителями. В результате у него развивается бедная эмоциональная сфера, низкая самооценка, чувство одиночества. Часто такие дети находят выход в учёбе.
   Жестокое отношение    Часто жестокое отношение сочетается с эмоциональным отвержением. В таких семья часто происходят суровые расправы за мелкие проступки или непослушание. Жестокость может быть не только физическая, но и психологическая: подчёркнутое безразличие, разного рода "проклятья", психологический прессинг, вербальная агрессия. Жестокое отношение часто имеет результатом агрессивность ребёнка, разного рода нарушения личности.
   Повышенная моральная ответственность    Повышенный уровень родительских ожиданий в отношении настоящего и будущего, успехов, способностей и талантов ребёнка. Возложение непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей. Ожидание от ребёнка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании: чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребёнку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощённости ребёнка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.
   Противоречивое воспитание    Сочетание различных стилей в одной семье, не совместимых между собой и не адекватных друг другу, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребёнка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребёнка. Непоследовательность, противоречивость порождают ситуативность поведения ребёнка, лживость.
   Гипопротекция    Недостаток опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребёнка. В крайней форме - безнадзорность. Часто при таком типе воспитания дети рано обретают самостоятельность. Очевидные минусы: большой риск попадания под негативное влияние посторонних людей, недовоспитанность.
   Один из вариантов гипопротекции - скрытая гипопротекция, при которой уход и воспитание принимает сильно формальный характер ("для галочки"). Часто причиной скрытой гипопротекции является эмоциональное отвержение.
   Другой вариант гипопротекции - потворствующая гипопротекция - характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребёнка и его дурным поступкам.
   Гиперпротекция    Другое название - гиперопека. Повышенная опека и контроль, интерес к делам ребёнка принимает болезненный характер. Часто причиной гиперпротекции является статус матери в качестве домохозяйки, при этом желающей самоутвердиться в качестве "идеальной мамы". Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребёнка. Также причиной гиперпротекции может быть нереализованная потребность родителей в привязанности и любви.
   Может быть целый ряд мотивов, связанных с негативными переживаниями: беспокойство за будущее ребёнка, страх несчастья с ребенком, страх одиночества, низкий социальный статус, стремление доминировать во всём, невротические проявления. Доминирующая гиперпротекция - чрезмерная опека, мелочный контроль, сложная система непрерывных запрещений и невозможности для ребёнка принять когда-либо собственное решение. Основная идея такого типа воспитания - "запрещено всё, что не разрешено". Такая интенсивность воспитательных мероприятий справедливо воспринимается ребёнком как психологический прессинг. Потворствующая гиперпротекция - воспитание по типу "ребёнок – кумир семьи". Характерные черты: чрезмерное покровительство, стремление освободить ребёнка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Очевидное следствие такого воспитания - усиление эгоцентрических тенденций развития личности, затруднение формирования коллективизма, выборочное усвоение нравственных норм, низкая мотивация достижения.
   Ипохондричность    При таком типе воспитания болезнь выступает смысловым центром жизни семьи. Обычно это происходит в семьях, где ребёнок длительное время страдал или страдает хроническими заболеваниями. Результат - самооценка ребёнка становится неразрывно связана с болезнью. Всё, что не происходит вокруг, ребёнок преломляет через призму заболевания. Со временем он привыкает давить на жалость окружающих людей, выпячивать симптомы своей болезни, у него развивается эгоцентризм и неадекватный уровень притязаний.
   Любовь    Родители любят ребёнка, проникаются его интересами. Стараются относиться к нему ровно и справедливо. Заботятся о проявлении инициативы ребёнком, если ребёнок находится в сложной безвыходной ситуации - помогают. Родители - эмоционально устойчивы, спокойны, рассудительны. Стиль управления в семье - демократический. Голос ребёнка учитывается при решении ряда определённых проблем.




Просмотров: 6951
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Анкета антисоциального поведения для детей
  • Асоциальная личность
  • Блонский и психология развития ребенка
  • Влияние семьи на становление личности
  • Воспитание
  • Воспитание детей
  • Воспитание и потребность в эмоциональном контакте
  • Воспитание и потребность достижения
  • Воспитание как реализация определенной системы
  • Детская ложь
  • Детская психология
  • Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка
  • Методика "Выбери нужное Лицо"
  • Методика "Выбор в действии"
  • Методика "Какой Я?"
  • Методика "Определение активного словарного запаса"
  • Методика "Чего не хватает на этих рисунках?"
  • Опросники самоотношения
  • Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей
  • Пренатальная психология
  • Примерная тематика бесед и лекций для родителей
  • Развитие ребенка
  • Семья
  • Страх горшка
  • Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка
  • Функции семьи
  • Цели воспитания
  • Эмоциональное развитие детей в игре
  • Этапы развития речи ребенка
  • Этапы формирования игровой деятельности детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь