Личностнопсихологические проблемы родителей, решаемые за счет ребенка

В этом случае речь идет о чаще всего неосознаваемой проблеме или потребности одного из родителей, который оказывает на ребенка решающее влияние. Перед психотерапевтом (психологом) стоит задача выявить эту психологическую проблему, помочь ее преодолеть в психотерапевтическом процессе. Эти неосознаваемые проблемы родители часто решают за счет ребенка:

1) расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ опросника АСВ). Нарушения воспитания проявляются гиперпротекцией (потворствующей или доминирующей). Проблемы родителей: нет одного из супругов или неудовлетворительные отношения с ним (эмоциональная холодность между супругами, «разность характеров», разные взгляды на жизнь, семью, на проблему воспитания детей, алкоголизм одного из родителей и т. д.). Чаще всего один из родителей ищет в своем ребенке эту недостающую часть в его жизни: потребность в эмоциональной близости, заботе и частично эротические чувства. Они чаще направляются к ребенку противоположного пола, отдать ему «все чувства», «всю любовь». Например, мать «ради ребенка» отказывается от замужества. В такой семье формируются мощные симбиотические связи, формируются эротические отношения к родителю – ревность, влюбчивость, инфантилизм. Когда ребенок переходит в подростковый возраст, у родителей возникает страх перед созревающей независимостью подростка. Эти потребности (чаще у матери) ею не осознаются. Высказывания: «Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом». Здесь происходит идеализация своих отношений с ребенком в противоположность супружеским. Часто матери ревностно относятся к подругам сына, что может простираться и на взрослую жизнь детей;

2) предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК). Такая бессознательная установка родителей ведет к потворствующей гиперпротекции. Родители стремятся сохранить у детей детские качества, несмотря на их взросление (наивности, непосредственности, игривости). Подросток для них все еще «маленький». Такая установка может проявляться у родителей, у которых долго не было желанного ребенка, или может быть связана с биографией родителя (недополучил ласку и тепло от своих родителей – несчастливое детство). Последнее связано с желанием дать своему ребенку то, что не получил сам(а). Такая позиция ведет к тому, что к ребенку значительно снижен уровень требований, что ведет к психическому инфантилизму. Высказывания типа: «Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел(а) бы, чтобы он (она) слишком быстро взрослел(а)»;

3) воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН). Также формирует потворствующую гиперпротекцию, понижение уровня требований. В семье происходит перераспределение власти между родителями и ребенком. Родитель идет на поводу у ребенка, уступает ему даже в тех вопросах, в которых, по его же мнению, уступать никак нельзя. Ребенок добивается для себя максимума прав, выполняя минимум требований. В такой семье вырастает бойкий, уверенный в себе подросток и нерешительный родитель. Очень часто такая ситуация появляется, если родитель имеет психастенические черты. В определенных условиях дети, воспитанные строгими родителями (эгоцентричными), став взрослыми, видят в своих детях эту же требовательность и эгоцентричность, испытывают к ним постоянное чувство долга и вины, как и к своим родителям. Отсюда и возникает неуверенность в воспитании своих детей. Высказывания таких родителей наполнены признаниями своих ошибок в воспитании детей: «В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать»;

4) фобия утраты ребенка (ФУ). Формирует потворствующую или доминирующую гиперпротекцию. У родителей проявляется неуверенность в своих действиях по отношению к ребенку, повышенное внимание к его здоровью, преувеличенные страхи за жизнь ребенка. Источником таких переживаний является тот факт, что долгожданный ребенок родился болезненным и слабым, его с трудом выходили. Чаще всего это один ребенок в семье. Страх потерять ребенка заставлял родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и стремиться тут же их удовлетворять (потворствующая гиперпротекция) или же опекать его в любых случаях (доминирующая гиперпротекция). Высказывания родителей позволяют точно выявить этот тип их поведения: «Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери)»;

5) неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Продуцируемое нарушение воспитания проявляется в виде гипопротекции, эмоциональном отвержении, жестком обращении. Развитость родительских чувств, которые обусловливают правильное воспитание детей, связана с мотивациями такого рода, как любовь к ребенку, чувство долга, потребность реализовать себя в детях, уважение и привязанность к личности ребенка и др. Неразвитость родительских чувств встречается у родителей подростков с отклонениями характера и личностного развития. Такие родители не хотят общаться с ребенком, он их «раздражает», их не интересуют жизнь ребенка и его мир переживаний. Родительские чувства хуже развиты в более молодом возрасте родителей (очень сильно они развиты у бабушек и дедушек). Причиной неразвитости родительских чувств являются отвержение самого родителя в детстве его родителями или неполная семья, где одному из родителей, оставшемуся с ребенком, «было не до него (нее)», воспитание в детском доме (нет опыта отношений родитель – ребенок). При дисгармоничных отношениях между родителями на ребенка перекладываются родительские обязанности. Этот тип воспитания характеризуется повышенной «моральной ответственностью», либо отношения к ребенку характеризуются раздражительной враждебностью. Высказывания родителей наполнены жалобами на утомительность родительских обязанностей, которые отрывают от карьеры, интересов. Женщины этой категории характеризуются эмансипированностью, независимостью, слабыми материнскими чувствами, нежеланием быть «домохозяйкой», иметь мужа, ухаживать за ребенком. Высказывания типа: «Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего»;

6) проекция на ребенка (подростка) своих нежелаемых качеств (шкала ПНК). Нарушения воспитания сказываются в эмоциональном отвержении и жестоком обращении. Причиной такого воспитания является то, что родитель видит в своем ребенке те отвергаемые им черты, которые принадлежат ему самому, но он их не осознает или не может признать. Это агрессивность, леность, упрямство, негативизм к другим, несдержанность, эгоизм. Не признавая этих качеств в ребенке, родитель как бы извлекает выгоду для себя, утверждая таким образом, что он сам не является носителем этих качеств. Этот механизм проекции широко распространен как один из механизмов психологической защиты. В высказываниях родителей проскальзывает неверие в ребенка, звучат менторские интонации, попытка найти «негатив» в любом поступке ребенка: «Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (она) немедленно использует это во вред себе и окружающим»;

7) вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания детей (шкала ВК). Этот тип воспитания носит характер противоречивого, когда соединяется потворствующий тип воспитания с гиперпротекцией одного родителя и отвержением, или доминирующей гиперпротекцией другого родителя. Часто воспитание становится ареной борьбы между родителями и источником постоянных конфликтов. Родители борются таким образом за приоритет в воспитании детей, за самоуважение в семье в качестве главного законодателя. При этом один родитель стоит на позициях строгого воспитания, другой склонен идти на поводу у ребенка. Источником разности подходов являются родительские семьи самих родителей, они бессознательно переносят опыт из своего детства на своих детей (патриархальные семьи, демократические семьи). Шкала ВК отражает типичные высказывания «строгой» стороны, потому что она чаще всего является инициатором обращения к психотерапевту; 8) сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола. Шкала предпочтения мужских качеств – ПМК. Шкала предпочтения женских качеств – ПЖК. Так, при наличии предпочтений женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола. В таких случаях бытуют высказывания о мужчинах вообще: «Мужчины грубы и неотесаны. Они агрессивны и сексуальны. Они склонны к пьянству. Человек должен стремиться к лучшим человеческим качествам, свойственным только женщинам – нежности, деликатности, чувственности». Такие качества предпочитает видеть в детях родитель с ПЖК. Скажем, отец с установкой ПЖК не воспринимает сына, видя в нем много недостатков, и, наоборот, «в восторге» от дочери и находит в ней одни достоинства. У родителей с установкой ПМК могут быть противоположные тенденции. Следовательно, к одному ребенку воспитание будет в виде потворствующей гиперпротекции, к другому – по типу эмоционального отвержения.

Просмотров: 5533
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • Авторитет родителей
  • Амбивалентность поведения ребенка
  • Бред чужих родителей
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Воспитание родителей
  • ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Ипохондрия родителей
  • КОНФЛИКТ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
  • КОНФЛИКТ ТИПА «РАЗНОГЛАСИЕ РОДИТЕЛЕЙ»
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Методика «Межличностные отношения ребенка»
  • НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
  • Непочитание родителей
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ОТЧУЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА ОТ РОДИТЕЛЕЙ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Олигофрении, обусловленные биологической несовместимостью крови матери и ребенка (резусконфликт)
  • Ответственность детей за родителей
  • Отклонения личности самих родителей
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РОДИТЕЛЕЙ
  • Развод родителей
  • СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ МАТЕРИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА
  • СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ МАТЕРИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА
  • Стадии развития поведения ребенка
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь