ТОЛЛЬ Феликс Эммануил Густавович

рус. писатель, педагог и библиограф. Окончил Гл. пед. ин-т в Петербурге (1844). Преподавал рус. яз., словесность и историю в Астраханской гимназии, затем в Финляндском кадетском корпусе (Фридрихсгам), Гл. инж. уч-ще и Петерб. школе кантонистов. В 1849 по делу петрашевцев был сослан на каторжные работы (в Томскую губ.), где пробыл св. 2 лет. По возвращении из ссылки (1857). занимался лит. трудом, печатая беллетристич. произведения в журн. «Отеч. записки» и «Рус. слово», библио-графич. статьи в «Журнале для воспитания», «Книжном вестнике», журн. «Учитель». Участвовал в деятельности Петерб. пед. собрания (об-ва). и предложил «Проект устава низших и ср. училищ, состоящих в ведомстве Мин-ва нар. просвещения» («Современник», 1860, № 8—9), был инициатором создания спец. комиссии экспертов при Петерб. к-те грамотности для отбора книг в нар. б-ки и т. п. Один из инициаторов создания Василеостровского бесплатного уч-ща, возглавленного Ф. Ф. Резенером.

В ст. «О первоначальном (элементарном). обучении..» («Рус. слово», 1859, № 7). изложил свои взгляды на вопросы воспитания и обучения детей мл. возраста (4—9 лет). Он полагал, что множественность типов нач. школ - лучшее средство для распространения просвещения в стране. Рассматривал первонач. обучение как приобщение к науке. Первый цикл нач. обучения должен, по мнению Т., начинаться с естествознания. Во 2-м цикле ребёнок в доступной для него форме будет знакомиться с отд. сторонами обществ, быта («мир цивилизации») и окружающим его миром (родной город, архитектурные памятники, музеи, б-ки и т. д.). Вместо преподавания истории предложил изучение т. н. «Детского Плутарха» - свода сведений об ист. лицах и фактах, к-рые останутся в памяти ребёнка и помогут впоследствии при подробном изучении истории; а вместо уроков географии в классе - ознакомление с местностью, в к-рой живёт ребёнок. Рассматривал вопросы обучения в тесной связи с воспитанием нравств. понятий. Подчёркивал, что кроме развития умственного необходимо воспитание сердца и, главное, воли. К методам нравств. воспитания относил упражнения чувств ребёнка, а не проповеди и рассуждения.

Один из основоположников библиографии дет. лит-ры, отеч. пед. библиографии, обширный ист. обзор к-рой под назв. «Пед. обозрение» поместил в журн. «Учитель» (1862, № 1,3,5,7,14,19). Исключительно важное значение в вос-питаниии и обучении Т. придавал книге, влияние к-рой он считал почти равнозначащим живому слову. Создал систему отбора лучших книг для дет. чтения. Свои требования к дет. книгам, их содержанию изложил в кн. «Наша дет. лит-ра. Опыт библиографии совр. отеч. дет. литры, преимущественно в воспитат. отношении» (1862). Определил также принципы деления книг по возрастным категориям юных читателей.

Соч.: Нечто о воспитании воображения у детей, ЖМНП, 1860, № 9, отд. 1, с. 191—250; Настольный словарь для справок по всем отраслям знания., т. 1—3, СПБ, 1863—64; Необходимое дополнит, приложение к «Настольному словарю», СПБ, 1866.

Лит.: 3 и и с в и ч Н. А., Ф. Г. Толль. Очерк жизни и деятельности, М., 1964. Н. А. Зиневич.

Просмотров: 436
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • "F93" Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста
  • F93 Эмоциональные расстройства с началом, специфическим для детского возраста
  • «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
  • АЙЗЕНКА ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • БИБЛИОТЕКИ для детей и юношества
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • КИНО для детей и юношества
  • ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ПЕРИОДИКА для детей и юношества
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста
  • РАССТРОЙСТВО ЭМОЦИЙ, СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (МКБ 313)
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста, с подавленностью и тоской
  • СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания
  • ТЕАТР для детей и юношества
  • Тест для грудных детей
  • Тесты для отбора кандидатов
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь