ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ Владимир Петрович

[14(26).7.1834, Москва, - 15(27).6.1895, там же], педагог, методист рус. языка. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1857). Преподавал рус. словесность в гимназиях и др. уч. заведениях Москвы. В 70-х гг. читал лекции по методике преподавания рус. яз. на Пед. курсах при Об-ве воспитательниц и гувернанток и в частной жен. гимназии 3. Д. Перепёлки-ной. Обучал иск-ву декламации на драма-тич. курсах П. Д. Боборыкина. Организовал комиссию преподавателей рус. яз. при Уч. отделе Об-ва распространения техн. знаний.

Осн. целью преподавания рус. яз. считал умение владеть речью. В ст. «Начатки науки о родном слове» («Филологические записки», 1881). сформулировал программу первонач. обучения языку в гимназиях, ведущим направлением к-рой считал этимологич. работу. Предложил ориг. систему практич. упражнений, осн. задача к-рых - привлечь внимание учащихся к работе над «корнесловием». Не отрицая пользы теоретич. знаний на элементарной ступени школы, выступал сторонником практич. изучения языка, наблюдений над речью. В программе Ш. можно увидеть элементы проблемного обучения.

Учитывая значит. трудность рус. орфографии для большинства учащихся, предлагал прежде всего использовать упражнения, к-рые опираются на зрительное восприятие учащихся и на этимологич. анализ слов. Сторонник морфоло-гич. принципа, Ш. недооценивал фонема-тич. подход и вследствие этого недостаточно уделял внимания звуковой работе при изучении орфографии.

В наиб. значит. труде «Слово в защиту живого слова..» (1886). Ш. обосновал объяснительное чтение как особое звено в комплексе языковых занятий. Предложил ряд приёмов и способов уч. работы, к-рые превращали уроки чтения в школу «живого слова»: при изучении худож. произведения рассматривал объяснит, чтение (анализ). лишь как «предупредительное», как этап к выразит, чтению (его методика описана здесь же). Книга Ш. проникнута заботой о развитии самостоятельности учащихся, формировании навыков усвоения содержания и анализа худож. произведений учащимися. Диалог между учащимися и учителем не должен стать монологом учителя. По Ш., важен не результат отд. урока, а сам процесс добывания знаний.

В основе методики преподавания чтения Ш. - сохранение целостного впечатления от прочитанного и внимание к восприятию учащихся на всех этапах изучения произведения. Ш. показал всю сложность шк. работы по рус. яз., естеств. связи и взаимопроникновение отдельных её видов. Исходя из неразрывной связи формы и содержания при изучении языка, дал критику приёмов абстрактно-формального преподавания грамматики. Велика заслуга Ш. в метод, разработке раздела о составе и происхождении слов.

Просмотров: 1263
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  • ДОКЛАД учащихся
  • ДОКЛАД учащихся
  • Единство преподавания и учения
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • КАТЕГОРИИ ВЗРОСЛЫХ УЧАЩИХСЯ
  • КАТЕХИЗИС, в Рус. правосл. церкви – катихизис
  • КРУГОЗОР УЧАЩИХСЯ
  • МЕСТО РОЖДЕНИЯ (при разработке данных текущего учета рождений)
  • Методика сенсомоторной коррекции при групповой работе с детьми
  • Методика физического воспитания педагогически запущенных учащихся характеризуется следующими особенностями
  • ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
  • ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА знаний, умений и навыков учащихся
  • РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
  • Самостоятельная работа учащихся
  • Самоуправление учащихся
  • САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ учащихся
  • Субъект преподавания
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • ФОРМИРОВАНИЕ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • Экологическое образование и воспитание учащихся



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь