КАМБОДЖА

гос-во в Юго-Вост. Азии, на Ю. п-ова Индокитай. Пл. 181 тыс. км2. Нас. ок. 8,4 млн. чел. (1989, оценка). Офиц. яз. — кхмерский. Столица — Пномпень.

До сер. 19 в. на терр. К. при пагодах существовали нач. школы, в к-рых мальчики с 8 лет обучались буддийской религии, чтению, письму и счёту. С установлением господства франц. колонизаторов в сер. 19 в. были открыты светские (обучение построено по франц. образцу), т. н. франко-кхмерские, школы с преподаванием на франц. языке (первая в 1867). Школы при пагодах продолжали существовать. Они сыграли положит. роль в деле сохранения нац. кхмерского яз. Имелись также буддийский лицей и буддийский ун-т (осн. в сер. 20 в.). Первая профшкола открыта в 1945 (в 1958 преобразована в 7-летнюю Нац. школу иск— в и ремёсел). К 1953 было 980светских нач. школ (173 тыс. уч-ся) и ок. 1,5 тыс. нач. монастырских школ (ок. 100 тыс. уч-ся), 7 ср. уч. заведений (в т. ч. Нац. школа иск— в и ремёсел, техн. коллеж, школа по подготовке хим. лаборантов, нац. школа с. х-ва и др.), 1 высш. уч. заведение. Св. 80% нас. было неграмотным.

После завоевания независимости (1953) было провозглашено обязат. обучение детей с 6 до 12 лет, уч. программы школ пересмотрены в плане приближения к нац. потребностям, увеличено число часов на преподавание естеств. дисциплин. Установлена система образования: дет. сады для детей 5—6 лет, 6-летняя нач. школа (с 6 лет), 7-летняя ср. школа (4летняя неполная; 3-летняя полная — лицей), профшколы, вузы. В гос. начальных и средних школах обучение бесплатное, в частных — платное. В 1960 образован нац. кхмерский ун-т с юрид., пед., ист., филол., естеств. наук и др. ф-тами. В 1961 на пед. ф-те было 700 студентов. Кроме того, учителей для нач. школы готовил 3-летний пед. центр. на к-рый в 1963 было принято 200 чел. (100 девушек и 100 юношей). В 1964 в Пномпене с помощью СССР построен Высш. технол. ин-т. В 1965 реорганизована система высш. образования и созданы 6 новых ун-тов. В 1967 на нужды просвещения израсходовано 21,6% бюджета. В 1972/73 уч. г. в дет. садах было 2,3 тыс. детей; в нач. школах — 604 тыс. уч-ся, или 39,4% детей в возрасте 6—12 лет; в ср. школах — 89,4 тыс. уч-ся; в системе проф.-тех. подготовки — ок. 3,5 тыс. уч-ся; в системе подготовки учителей для нач. школы — ок. 1 тыс. чел. В вузах в Пномпене обучалось более 10 тыс. студентов. На всех ступенях системы образования до 1975 наряду с государственными имелись частные уч.-воспитат. учреждения. Обучение в нач. школе осуществлялось на кхмерском яз., в ср. школе и в вузах — на франц. яз. К сер. 70-х гг. число неграмотных среди лиц старше 15 лет составило 60%.

После захвата власти реакц. группировкой (апрель 1975) уч. заведения страны были закрыты, материальной базе, помещениям школ и вузов был нанесён серьёзный ущерб. До янв. 1979 образование в стране было под запретом. Большинство шк. учителей и преподавателей вузов физически уничтожено или бежало из страны, осталось ок. 15% преподавательского состава, 33% уч-ся, 4% студентов, менее 10% лиц, получивших образование за рубежом. К 1979 число неграмотных составило более 1 млн. чел.

После свержения антинар. режима в янв. 1979 была начата работа по восстановлению разрушенной шк. сети. Для детей-сирот открыты дет. дома. В янв. 197Эпровозглашено право всех граждан на образование, в марте начали работать нач. школы и курсы по ликвидации неграмотности. В 1979—80 общая численность уч-ся школ составила более 950 тыс. В 1980 создана Комиссия по изданию новых учебников и уч. пособий, проведена работа по ускоренной подготовке учителей для открывающихся школ. В 1981 по единым программам уже обучалось ок. 1,5 млн. детей.

Ликвидация неграмотности населения является одной из первоочередных задач. Работой в этой области руководит созданный в 1980 Нац. к-т по ликвидации неграмотности. По данным на 1987, грамотой овладело ок. 1 млн. чел., или 90% всех неграмотных. Наряду с курсами по ликвидации неграмотности имеются спец. курсы по повышению общеобразоват. уровня взрослого населения, к-рые в нач. 1983 посещало ок. 246 тыс. чел. Всего в 1987 в стране действовало более 10 тыс. разл. дневных и вечерних школ и курсов, к-рые посещало св. 310 тыс. чел.

Современная система образования (с 1986) включает дошк. учреждения для детей 3—5 лет, 4-летнюю нач. школу для детей с 6 лет. 6-летнюю ср. школу (охватывает 2 цикла: 3 года обучения в неполной ср. школе и 3 года в полной), проф. и высшие уч. заведения. В 1989 в 650 дошк. учреждениях воспитывалось св. 60,5 тыс. детей. В 4,3 тыс. нач. школ обучалось более 1,3 млн. уч-ся (св. 90% детей соответствующего возраста), работало 38,5 тыс. учителей. Программа нач. школы включает кхмерский яз., арифметику, историю, географию, этику, физкультуру. Уч.-воспитат. процесс строится на основе соединения обучения и воспитания с производств. трудом, большое внимание уделяется полит. воспитанию.

В 1987/88 уч. г. в стране действовало св. 300 неполных ср. школ (5—7-е кл.), в к-рых обучалось св. 330,5 тыс. уч-ся, работало ок. 10,7 тыс. учителей. По окончании 7-го кл. уч-ся сдают экзамены и получают аттестат, к-рый даёт право поступить в полную ср. школу или проф.-тех. уч. заведение. В 39 полных ср. школах (8—10-е кл.)обучалось 26,7 тыс. уч-ся и работало 1,1 тыс. учителей.

В системе проф. образования насчитывается 22 ср. спец. уч. заведения (обучение ведётся по 61 специальности; в 1987 — ок. 4 тыс. уч-ся) и 29 проф.-тех. уч-щ (37 специальностей; в 1987 — ок. 3 тыс. уч-ся). Самое крупное проф.-тех. уч-ще находится в Пномпене (восстановлено в 1981 с помощью СССР, 16 специальностей; в 1987 — ок. 500 уч-ся). Существуют также краткосрочные курсы, бригадное и индивидуальное обучение при мин-вах, ведомствах, на пр-тиях, а также в провинциях. В проф. уч. заведениях — 20 тыс. уч-ся, 6 тыс. уч-ся обучалось за рубежом. Высш. образование дают (1987): Высш. техн. ин-т (восстановлен в 1981 с помощью СССР; 5 ф-тов, св. 1 тыс. студентов), Пед. ин-т (1980; ок. 1,2 тыс. студентов), Ин-т иностр. языков (осн. в 1981; св. 280 студентов), Ин-т медицины, фармацевтики и стоматологии (1979; св. 1,8 тыс. студентов), Экон. ин-т (1984; 5 ф-тов, св. 500 студентов), С.-х. ин-т (1985; 5 ф-тов, св. 400 студентов), Пномпеньский ун-т (1988; 11 ф-тов, св. 1,3 тыс. студентов).

В системе пед. образования в 1987/88 уч. г. работали пед. ин-т (в Пномпене, готовит учителей для полной ср. школы, ок. 1200 студентов), высш. школа по подготовке управленч. кадров системы образования (120 студентов), уч-ще по подготовке учителей для системы дошк. воспитания (80 уч-ся), 20 центров по подготовке и повышению квалификации учителей для нач. школы (1,5 тыс. уч-ся), а также 7 региональных центров по подготовке учителей для неполной ср. школы (св. 5,2 тыс. уч-ся). Имеется специализиров. центр подготовки пед. кадров для нач. школ в районах проживания нац. меньшинств.

Лит.: Серебренников В. М., Развитие нар. образования в Камбодже, [Иркутск], 1968; Косиков И. Г., Кампучия, М., 1982; Кампучия, М., 1985.

В. 3. Клепиков.

 

Просмотров: 1080
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
  • АЙЗЕНКА ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • БИБЛИОТЕКИ для детей и юношества
  • БУДНЫЙ Беняш (кон. 16 - нач. 17 вв.)
  • Векслера шкала интеллекта для детей
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ЗИЗАНИЙ (Тустановский) Стефан (2-я пол. 16-нач. 17 в.)
  • КИНО для детей и юношества
  • КРАТИЛ (KRATYLOS) из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • КРАТИЛ из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества
  • ЛИЦИНИЙ НАМЫСЛОВСКИЙ Ян (нач. 1560 - ок. 1635)
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПЕРИОДИКА для детей и юношества
  • Система непрерывной профессиональной подготовки учителей в области использования средств ИКТ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • ТЕАТР для детей и юношества
  • Тест для грудных детей
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь