СКАУТИЗМ

(от англ. scout - разведчик)— система воспитания подростков и юношества, основанная на принципах методики скаутинга. С. - добровольное негосударственное неполитическое движение, открытое для молодых людей, независимо от их социального положения и вероисповедания. Осн. цель С. - содействие развитию личности. С. - одно из самых массовых международных детских и юношеских движений: с 1907 в нём участвовало св. 250 млн. чел.; организации скаутов существуют более чем в 150 странах и объединяют св. 16 млн. чел. (конец 90-х гг.). Осн. идеи разработаны английским полковником Р. Баден-Поуэллом (1857-1914). Во время англо-бурской войны (1899-1902) он впервые организовал отряд из мальчиков, где попытался применить методы воспитания молодых солдат, ранее изложенные им в "Инструкциях для скаутов" (1898). В 1907 (этот год считается датой основания С.) он организовал на о. Браунси первый лагерь скаутов. Осн. идеи скаутизма Баден-Поуэлл изложил в книге "Скаутинг для мальчиков" (1908). В том же году учреждена Ассоциация бойскаутов Великобритании и начал выходить журнал "Скауты" (Лондон). В 1909 составлена программа для девочек (гёрлскаутов). В 1920 осн. Всемирная организация скаутского движения" (штаб-квартира в Женеве). Высший орган - Всемирная скаутская конференция, исполнительный орган - Всемирный скаутский комитет, секретариат - Всемирное скаутское бюро. Принципы и методика С., разработанные Баден-Поуэллом, остаются неизменными и отражают естественную природу подростка, его интересы. Ясность и краткость методики С. делает его привлекательным как для детей, так и для воспитателей. Идеология С. строится на общечеловеческих ценностях и способствует социализации детей, формированию общественно полезных установок личности. Гл. цели С. зафиксированы в трёх принципах: долг перед Богом - приверженность духовным ценностям и верность религии; долг перед другими - верность своей стране в гармонии с развитием мира, взаимопонимание и сотрудничество, участие в жизни общества (помощь ближнему, гл. девиз скаутов "Будь готов!" и отзыв "Всегда готов!"); долг перед собой (на скаутском значке этим трём видам долга соответствуют 3 лепестка лилии). Девиз, значок, форма, галстук и другие атрибуты С. были впоследствии использованы пионерской организацией. За особые заслуги скауты награждались почётными званиями (например, "волка" и т.п.). Воспитательную систему С. часто рассматривают как подготовку лидеров, т.к. она помогает детям раскрыть свои организационные и творческие способности. Организации скаутов работают на принципах самоуправления. Дети объединяются в отряды. Собственно скаутами считаются подростки 11-18 лет. Младшие школьники (8-10 лет) в честь героев Р. Киплинга называются "волчатами". В С. участвуют взрослые - скаут-мастера, возглавляющие отряды (как правило, они не являются педагогами-профессионалами, но проходят специальную подготовку). С. большое внимание уделяет взаимодействию с семьёй. В России первые скаутские отряды появились в 1909-11 в Царском Селе, С.-Петербурге, Москве. Николай II поддержал идею создания детской и юношеской патриотической организации, по его инициативе была переведена книга Баден-Поуэлла. Днём рождения скаутской организации в России считается 30 апреля 1909, когда капитан О.И. Пантюхов организовал первый патруль русских скаутов в Царском Селе. В 1910 начал выходить журнал "Ученик" с разделом по С. (редактор В.Г. Янчевецкий - писатель Ян). Под руководством Янчевецкого организован первый скаутский лагерь близ Лахти (Финляндия). В 1914 Пантюхов осн. Всероссийское общество содействия мальчикам-разведчикам - "Русский скаут" (председатель - адмирал И.Ф. Бострём, секретарь И.Н. Жуков). В 1914- 1917 скаутские организации для мальчиков были созданы более чем в 143 городах; в 1915 начали действовать организации для девочек. В том же году при редакции журнала "Вокруг света" организован один из первых в мире музей по С. В русском С. определились 3 направления: первое ориентировалось на военную и спортивную подготовку (А.К. Анохин), второе - на воспитание скаутов в духе верноподданности, религиозности и патриотизма (Пантюхов), третье - на гуманистические идеалы воспитания (Жуков). На 1-м Всерос. съезде инструкторов и лиц, интересующихся С. (1915, Петроград), были приняты Торжественное обещание и законы С. На отрядном знамени было изображение Георгия Победоносца. В 1917 в России насчитывалось ок. 50 тыс. скаутов (преобладали дети из обеспеченных семей). В первые годы после Октябрьской революции скаутские объединения продолжали действовать (к 1923 насчитывалось 8 тыс. скаутов). Руководители Наркомпроса (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский), левые скаут-мастера и педагоги (Жуков и др.) предпринимали попытки адаптировать идеи С. к задачам коммунистического воспитания (осн. положения Крупская изложила в работе "РКСМ и бойскаутизм", 1922). Другой точки зрения придерживались активисты Рос. коммунистического союза молодёжи (РКСМ), выступавших за полную ликвидацию С. В 1922 на Всерос. совещании скаут-мастеров произошло дальнейшее размежевание: большая часть скаутов присоединилась к построению комсомольских и пионерских организаций, некоторые из скаутов пытались сохранить прежние традиции С. (Жуков), несколько скаутских организаций предпочли вести нелегальную работу (Попов). В 1923 С. в России был запрещён. Впоследствии тысячи скаутов были репрессированы. Ок. 3 тыс. русских скаутов эмигрировали (в осн. в Маньчжурию). В 20-е гг. скаутские организации были созданы русскими эмигрантами во Франции (Национальная организация русских скаутов - НОРС, Париж), США (Организация российских юных разведчиков - ОРЮР, штаб-квартира в Нью-Йорке) и других странах. Эти организации продолжают действовать, воспитывая потомков эмигрантов на русских традициях. С начала 90-х гг. в Рос. Федерации созданы новые скаутские организации: Московское братство православных скаутов (1990), Организация российских юных разведчиков (1990); Федерация скаутов России (1991); Русский союз скаутов (1993), Федерация православных следопытов (1994) и др. См. также Лагерь оздоровительный, Туризм (0)3-Скауты

Просмотров: 840
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • Англо-саксонский тип организации
  • Блочно-модульная система организации образовательного процесса
  • Гештальта законы организации
  • ИНТЕРЕСЫ ГРУППОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Лидер организации
  • МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Методы организации коллектива
  • Методы организации коллектива
  • НАДЕЖНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Неформальные организации
  • ОПЕРАТИВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕТОДИКА И ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Операционная система организации
  • ОТЗЫВ ВЕДУЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
  • Отзыв ведущей организации на диссертацию и автореферат диссер­тационной работы
  • Социальные организации
  • СОЮЗ ПИОНЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ - ФЕДЕРАЦИЯ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (СПО-ФДО)
  • Теория организации
  • Уровень организации
  • УЧИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ в России
  • ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ
  • ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
  • Форма организации обучения
  • ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
  • ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
  • Формы организации воспитания
  • Формы организации образовательной деятельности детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь