Слова и вещи


Слова и вещи
        «СЛОВА И ВЕЩИ» («Les mots et les choses. Une archeologie des sciences humaines») — работа Мишеля Фуко, вышедшая в свет в 1966 г.; рус. пер. — 1977, 2-е издание — 1994. Главный вопрос этой работы: можно ли считать воспринимаемый нами мир проявлением сущности вещей, или, скорее, результатом действия особых механизмов, упорядочивающих наши восприятия? В «С. и в.» Фуко вычленяет эти уровни упорядочения, называя их эпистемами. Эпистема — это посредник между теоретическим и эмпирическим знанием, непосредственно не осознаваемая область «бытия порядка». В следующих за «С. и в.» работах Фуко — «Археология знания» (1969) и «Порядок дискурса» (1970) — ответ на поставленый выше вопрос иной: а именно, наш взгляд на мир формируют не эпистемические поля, а практики, связанные или не связанные с дискурсом. На их пересечении, как показано далее в «Надзоре и наказании» (1975) и в «Воле к знанию» (1976, первый том «Истории сексуальности»), образуются конфигурации «власти-знания», определяющие предметы и способы познания в тот или иной историко-культурный период.
        В «С. и в.», заметим, слово «дискурс» пока еще употребляется в более привычном, традиционном смысле: «дискурсия, дискурсивность» — это здесь артикулированная логическая последовательность мысли, расчлененной структурами языка. Это не тот «дискурс» («Археология знания» и «Порядок дискурса»), который определяется тем, кто, что, когда и в каких условиях может или не может говорить. Сам переход к «анализу дискурса» был обусловлен не только собственной эволюцией Фуко, но и общим смещением интересов социологов, лингвистов, психоаналитиков второй половины 60-х гг. 20 в.
        В «С. и в.» все эти концептуальные сдвиги еще не произошли, но уже кристаллизовались условия, которые сделал и их в дальнейшем неизбежными. «С. и в.» наиболее близки к структуралистской программе, хотя Фуко никогда не признавал себя структуралистом. Связующим звеном между миром и человеком выступают, по Фуко, различные типы языка, знаковых отношений, которые резко и непредсказуемо меняются от эпохи к эпохе. Так, в Средневековье и Возрождении эти отношения строились на тождестве слов и вещей в мире; в классическую эпоху (17—18 вв.) — на опосредованности слов и вещей мышлением, прозрачным и дискурсивным; в современную эпоху (с начала 19 в.) слова и вещи опосредуются тремя новыми инстанциями — жизнью, трудом и языком, не прозрачными для мышления и к нему не сводимыми.
        При этом Фуко делает акцент на общности одновременно существующих форм знания; эволюция этих форм его не интересует. На основе этого предпочтения строятся три отдельные картины познания. Никакая связная история не приводит прямым путем от прежних форм знания (всеобщая история, анализ богатств, всеобщая грамматика) к современным (биология, экономия, филология). Вовсе не прогресс всеобщей грамматики и не развитие анализа богатств, подчеркивает Фуко, породили современный анализ языка или экономии: это разные способы построения предмета познания.
        Из этой внешне неисторичной постановки вопроса о познании вытекает важный тезис — об историчности фигуры человека в западной культуре. Рассуждения о проблеме рас или, скажем, о теле и душе, вовсе не были, по Фуко, неко ей первоначальной формой современной проблемы человека. Человек появляется как существо конечное — вместе с жизнью, трудом, языком; причем разрастание многообразных функций языка и приобретение им весомой самодостаточности (о чем свидетельствует современная литература и связанные с ней формы философии) ограничивают поле значимости человека: он может исчезнуть из современной культуры «как лицо, начертанное на прибрежном песке».
        В книге немало эмпирических натяжек при отнесении отдельных исторических персонажей или концепций к той или иной эпистеме; по-видимому, они неизбежны при построении любой всеобъемлющей концептуальной схемы. Вместе с тем Фуко удалось в связном виде представить умонастроение «исчезновения человека», которое выкристаллизовалось в 60-е гг. 20 в. во Франции, но имело в современной культуре более общий и весомый смысл, что и определило как исключительную популярность этой книги, так и ее яростную критику, в частности, со стороны представителей субъективистских (персоналистских, экзистенциалистских) философских концепций.
        См. также Структурализм, Постструктурализм.
        КС. Автономова

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1597
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “Слова и вещи”
  • “ЭТИКА, ИЛИ ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ФЕДОН», или «О душе»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • археология знания
  • бог как источник и гарант познания
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Закон «все или ничего» (all-or-none law)
  • Или, Или. лама савахфани
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • ОРИЕНТАЦИЯ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ НА ЗАДАЧУ ИЛИ НА СЕБЯ
  • Плюрализм как модель познания
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • СЛОВА И ВЕЩИ: АРХЕОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
  • СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПАРАДИГМ
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ФУКО
  • ФУКО
  • ФУКО
  • ФУКО



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь