Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания


Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
        «ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. ОБ ОСНОВАХ И ПРЕДЕЛАХ ОТВЛЕЧЕННОГО ЗНАНИЯ» — произведение русского философа С.Л. Франка (1915). В учении о познании Франк исходит из того, что знание необходимо есть знание о предмете, т.е. некоем бытии, существующем независимо от нашего познавательного отношения к нему. Но это возможно лишь при условии, что «субъект и объект знания укоренены не в каком-нибудь сознании или знании, как это принято думать, а в абсолютном бытии как непосредственно и неотъемлемо присутствующем в нас первом единстве» (Франк С.Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. СПб., 1995. С. III). Поскольку это первичное единство бытия и сознания присутствует в нас и до всякого обращения сознания на предмет, т.е. до собственно познавательного отношения, то мы должны признать, что знанию необходимо предшествует особая форма потенциального обладания предметом. Но потенциальное обладание предметом не есть еще знание об этом предмете: это только возможность знания. От субъекта требуются специальные усилия, чтобы превратить в знание потенциально имеющуюся у него информацию (в форме непосредственного переживания относительно предмета познания). Познание есть актуализация потенциального, прояснение того, что ранее присутствовало в сознании в неявной, затемненной форме.
        Сама же эта актуализация осуществляется в двух формах; соответственно существуют два основных типа знания. Сознание может, во-первых, сосредоточиться на абстрактном единстве бытия; при этом переживаемое преобразуется в противостоящий субъекту предмет, а сознание суживается до простой направленности на этот предмет. Этот способ актуализации потенциального составляет основание отвлеченного знания, которому соответствует низший слой бытия — предметная действительность. Во-вторых, переход от переживания к знанию может совершаться не через отрешение от переживания, а через его расширение до всей полноты бытия. В этом случае обладание бытием есть уже не простая направленность сознания на предмет, а «обладание в смысле слияния моего Я с предметом, приобщение моей жизни ко всеобщей жизни» (С. 370). Здесь уже имеет место другой тип знания — знание интуитивное как единство переживания и знания. С его помощью обнаруживается более глубокий слой бытия — реальность. Особенность отвлеченного знания состоит в том, что бытие воспринимается и мыслится в нем как совокупность жестко фиксированных определенностей — отдельных предметов, выражаемых в ясных, общезначимых понятиях. Такое представление бытия возможно только тогда, если в основе его лежит интуитивное восприятие целостности и единства всего сущего. Эта мысль подвергается Франком всестороннему анализу, стержнем которого является исследование логической природы определенности (С. 206—228). В работе «П. з.» внимание автора сконцентрировано на отвлеченном знании. Характерные черты и особенности интуитивного знания лишь схематично намечены, а не выявлены с достаточной полнотой. Эта задача была реализована Франком в более поздней его работе «Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии».
        В.И. Кураев

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1290
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • "ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ"
  • “ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ”
  • “КНИГА ЗНАНИЯ”
  • “ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ”
  • «ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»
  • археология знания
  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • гендерные исследования знания
  • ЗНАНИЯ СОЦИОЛОГИЯ
  • легитимация знания
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • Наука и социология знания
  • ПРЕДМЕТ
  • предмет
  • предмет
  • ПРЕДМЕТ
  • предмет науки
  • Предположения и опровержения. Рост научного знания
  • Производство знания
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • Социология психологического знания (sociology of psychological knowledge)
  • Трактат о принципах человеческого знания
  • Фоновые знания
  • Фоновые знания (в социолингвистике)
  • Фоновые Языковые Знания
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • Формы знания и общество



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь