концептуализм


концептуализм
        КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. concipio — схватываю, собираю, понимаю) — философское направление, оформившееся в Средневековье. Оно предполагает существование общего, или универсалии, в вещи (in re).
        Сама по себе эта позиция может быть обнаружена у Аристотеля в «Метафизике», где он говорит о существовании общего в вещи. Однако у Аристотеля в «Категориях» и во «Второй Аналитике» выражены и точки зрения, ставшие основанием для номинализма, предполагающего образование универсалий после вещи (post rem), и реализма, предполагающего существование общего до вещи (ante rem). Правда, речь шла и о разных представлениях общего (что подчеркивал и Аристотель, разделив общее на кафолическое и койноническое), и о разных ориентациях в логике. Потому проблема универсалий была теоретически разработана именно в Средневековье, где универсалии и общие понятия были жестко различены.
        У некоторых мыслителей под универсалией понималась единичная нетварная вещь, лежавшая в основании всех тварных вещей в качестве их создателя, т.е. Бог (Аврелий Августин). Эта позиция представляла единичное всеобщее, существовавшее до тварных вещей, но оно было таким всеобщим, которым была Сама Вещь-Бог, т.е. общее было в самой Вещи в качестве Вещи, и позиции реализма и К. относительно этой Вещи не различались. Но их трудно различить и относительно тварных вещей, поскольку считалось, что Бог «весь во мне» (Аврелий Августин), т.е. в любом сотворенном. Однако здесь появлялась возможность понимать универсалии как дифференции — принцип отличения вещей друг от друга — и как общие понятия (Боэций), вплоть до 12 в. и даже долее носившие имя communia. В этом случае они предполагали логический принцип единства во множестве и основывались на родо-видовых представлениях.
        Сопряжение универсалий, общих понятий и материи создаваемой вещи являлось одной из важных средневековых проблем, ибо это помогало понять воплощение вещи, поскольку идея воплощения входила в догматический состав христианства. К. обратил внимание: 1) на акты познания и понимания, ментального схватывания (conceptio mentis), которые выражаются в специфических концептуальных формах — концептах (см.), проанализированных Петром Абеляром; 2) на то, что концепты формируются и существуют в речи, в речевом общении, выражая, 3) прежде всего, субъектное (индивидуальное) состояние души и 4) осуществляя воплощение универсального в единичном.
        Полемика между реализмом и номинализмом может быть рассмотрена как противоборство альтернативных позиций, каждая из которых абсолютизировала определенные моменты: или моменты универсального, которому придан статус самостоятельного существования (реализм), или моменты сингулярности вещи (номинализм), в то время как К. пытался найти пути объединения универсалий и сингулярий в актах познания.
        С.С. Неретина

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Синонимы:
    авангардизм


Просмотров: 727
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “Слова и вещи”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Августин (Augustinus) Аврелий
  • АВГУСТИН АВРЕЛИЙ
  • бог как источник и гарант познания
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Где это было?
  • Десять Тысяч Вещей
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • История как проблема логики
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КОНЦЕПТУАЛИЗМ
  • красота как методологический принцип познания
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Плюрализм как модель познания
  • принципы - дела/вещи
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ритуальная порча вещей
  • СИСТЕМА ВЕЩЕЙ
  • Слова и вещи
  • СЛОВА И ВЕЩИ: АРХЕОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • универсалии в западноевропейской философии
  • Что значит быть летучей мышью?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь