ЯН ЧЖУ


ЯН ЧЖУ
        Ян Цзыцзюй, Ян Шэн (прибл. 440— 360 или 414—334 до н. э.), др.-кит. мыслительвольнодумец. Происходил, по-видимому, из бедной крест. семьи. Много путешествовал, распространяя при этом своё учение, приобрёл, видимо, значит. число последователей. Соч. Я. Ч. не сохранились и о его взглядах можно судить лишь по фрагментам в произв. его идейных противников Мэн-цзы и Чжуан-цзы и по главе «Я. Ч.» даоского трактата «Ле-цзы». Я. Ч. провозглашал идеи себялюбия, ценности земной жизни, естеств. страстей и наслаждений, пренебрежения к славе, почестям и внеш. вещам. Исходя из наивно-мате-риалистич. представлении, Я. Ч. выступал против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественЯН ЧЖУ 817
        ной и неизбежной, как и жизнь. Был резким противником Конфуция, «самого бестолкового и суетливого из всех людей», что, вероятно, и вызвало отрицат. отношение к Я. Ч. со стороны представителей офиц. идеологии — конфуцианства.
        Др.-кит. философии, т. 1, М., 1972, с. 212—24; Петров А., Я. Ч.— вольнодумец древнего Китая, «Сов. востоковедение», 1940, № 1, с. 174—211; Атеисты, материалисты, диа-лектики древнего Китая, вступ. ст., пер. и комм. Л. Д. Позднсевой, ?., 1967, с. 106 — 18.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ЯН ЧЖУ
ЯН ЧЖУ, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн (род. ок. 450 – ум. 380 до Р. X.) – кит. философ; основывался на учении Лао-цзы, но в противоположность даосизму являлся представителем пессимистического мировоззрения с индивидуалистически-материалистическим идеалом наслаждения жизнью. Провозглашал идеи себялюбия, ценности земной жизни, естественных страстей и наслаждений, пренебрежение к славе, внешним вещам. Выступал против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественной и неизбежной, как жизнь. Противник Конфуция.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ЯН ЧЖУ
(прибл. 440–360 до н.э.) – др.-кит. философ, мысли к-рого в осн. изложены в главе "Ян Чжу" даоского трактата "Ле-цзы" (3 в. н.э.). Упоминания о нем имеются и в др. трактатах (напр., в "Чжуан-цзы"). Мировоззрение Я. Ч. направлено против конфуцианской этики и характеризуется крайним гедонизмом. Я. Ч. говорил, что стремление к идеалу морального совершенства бессмысленно, ибо во имя одобрения потомков оно заставляет отказываться от наслаждения, составляющего единств, смысл жизни (см. Jang Chu's garden of pleasure, transl. by Anton Forke, L., 1912). Мэн-цзы считал, что Я. Ч., исходивший из принципа "каждый для себя", не согласился бы пожертвовать даже одним своим волосом для спасения всего мира. Фэн Ю-лань доказывает, что в трактате "Ле-цзы" учение Я. Ч. искажено. Хотя он действительно исходил из того, что самое ценное – это собств. жизнь, но не призывал предаваться наслаждениям, а учил ограничивать свои желания и избегать опасностей, с к-рыми сталкивается человек, живя в обществе. Такой взгляд исповедовали бежавшие от мира отшельники, о к-рых упоминает уже Конфуций (см. Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 133–43).
Лит.: Петров ?., Ян Чжу – вольнодумец др. Китая, "Сов. востоковедение", 1940, No 1; Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 226–36; Xоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 337–50; Graham А. С, The book of Lieh-tzu, L., 1960.
В. Рубин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 918
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЧЖУАН-ЦЗЫ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ДАНЬ-ЧЖУ
  • Кит
  • Кит
  • Лао Цзы
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • лао-цзы
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • ле-цзы
  • ЛЕ-ЦЗЫ
  • ЛИ ЧЖУ
  • мо-цзы
  • Мэн-Цзы
  • МЭН-ЦЗЫ
  • мэн-цзы
  • мэн-цзы. конф. канон
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • Фо-Чжу
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • цзы сы - мэн-цзы школа
  • ЧЖУ СИ
  • чжу си
  • ЧЖУ-ЖУН
  • ЧЖУАН-ЦЗЫ
  • ЧЖУАН-ЦЗЫ, Чжуан Чжоу
  • чэн - чжу школа
  • ЯН ЧЖУ, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь