ЧЖУАН-ЦЗЫ


ЧЖУАН-ЦЗЫ
— кит. филос. трактат, назван по имени одного из главных представителей даосизма Чжуан Чжоу (ок. 369 — 286 до н.э.). «Ч.-ц.» состоит из трех частей: «внутренней» (первые семь глав), предположительно написанной самим Чжуан-цзы, «внешней» (следующие 15 глав) и «смешанной» (остальные 11 глав), написанных учениками и последователями.
Наряду с «Ле-цзы» отличается художественностью стилистики в передаче филос. идей, превращая мифологический образ в понятие и обыденную сценку в филос. притчу.
«Ч.-ц.» завершает второй этап эволюции даоской философии: первый — «Хуан-Лао чжи сюэ» («Учение Хуан(ди) и Лао(-цзы)») отражает процесс становления, второй — «Лао-Чжуан чжи сюэ» («Учение Лао (-цзы) и Чжуан(-цзы)») показывает степень ее развития. «Ч.-ц.» детализирует и совершенствует философию дао—дэ «Дао дэ цзина». Несомненным достоинством трактата является раскрытие мифологосной модели даоского филос. мышления, спроецированной на космос и воспроизводящей в одном из вариантов объемную спираль архетипа у син. Эта модель состоит из «диалектического» небесного круга и «формальнологического» земного квадрата, соединенных мировой осью дао. Пять категорий в ранге великих и неизрекаемых в отношении тождества располагаются на небесном круге и пять их аналогов в отношении нетождества — на земном квадрате. Совершенномудрый человек располагается в центре оси дао и в порядке протекания космических циклов осуществляет операцию тождества нетождества и тождества небесных и земных категорий. При этом, находясь в пределах стран света, совершенномудрый человек «не выносит суждения» о противоположностях, а находясь вне стран света, «не рассуждает» и отдает предпочтение «невидимому (тождеству)».
В заключительной главе «Ч.-ц.» дает развернутую критику филос. положений конфуцианства, моизма и школы имен (мин цзя), проявляя одним из первых зрелость историко-философского сознания даосистов.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ЧЖУАН-ЦЗЫ
        (учитель Чжуан), Чжуан Чжоу (ок. 369—286 до н. э.), др.-кит. философ, один из основоположников даосизма, автор значит. части трактата «Чжуан-цзы». Род. в Мэн (вероятно, в юго-зап. части нынешней пров. Шаньдун); занимал мелкий пост в Цию-ани, в родном уезде. Впоследствии резко выступал против чиновничьей карьеры и отклонил предложение чуского Вэйвана (339—329 дон. э.) стать первым министром в Чу, считая, что «лучше беззаботно веселиться и развлекаться, валяясь в грязной канаве, чем находиться в ярме у правителя».
        Из 33 глав трактата «Чжуан-цзы» самыми достоверными считаются первые семь. Значит. интерес представляет 33-я глава — обзор др.-кит. философии, составленный, по-видимому, вскоре после смерти Ч.-ц. Кроме изложения положений даосизма, трактат содержит критич. оценку конфуцианства и моистов, философию которых Ч.-ц. считал несостоятельной. [«То, что (Конфуций) вначале провозглашал правильным, в конце (своего жизненного пути) объявил ложным. ...Можно ли различить пять устоев и шесть основ, (слушая) лживые речи конфуцианцев и (разглагольствования) моистов о всеобщей любви?.. Занимаясь лишь цветистыми речами, (Конфуций) достижение второстепенного выдает за достижение главного».]
        В центре учения Ч.-ц. концепция дао — пути, неактивного и бесформенного, существовавшего издревле, являвшегося началом и основой для самого себя и породившего небо и землю; принцип недеяния, переплетающийся с идеей великого порядка, великой естественности, крым подчиняются, следуют и с которыми сливаются все вещи и явления; мысль о единстве противоположностей, их взаимообусловленности и естеств. взаимозаменяемости; положение о естественности и неизбежности жизни и смерти. Эти и др. идеи Ч.-ц. во многом стимулировали развитие др.-кит. философии.
        Ч.-ц., в кн.: Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 248— 294, 337—53; Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ЧЖУАН-ЦЗЫ
ЧЖУАН-ЦЗЫ, Чжуан Чжоу (род. ок. 369 – ум. 286 до Р. X.) – кит. философ, ученик Лао-цэы, учение которого излагал в поэтической форме. У Лао-цзы он заимствовал учение о дао , дополнив его положением о том, что достичь дао можно только путем непосредственных переживаний, а не теоретических и спекулятивных рассуждений. Дао обнаруживает себя в ритме всей Вселенной. Человек должен стойко и мужественно, опираясь на свою свободу, переносить страдания, а также обуздывать страсти. Его идеал – «истинный человек», т.е. такой, который, следуя дао, деятелен и независим.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ЧЖУАН-ЦЗЫ
(прибл. 369–286 до н.э.) – др.-кит. философ, один из основателей даосизма и составителей трактата "Чжуан-цзы". О жизни Ч.-ц. известно очень мало. Установлен факт, что Ч.-ц. принципиально не занимал никаких чиновничьих должностей.
Трактат "Чжуан-цзы" написан в форме притч, коротких новелл и диалогов, носящих полемич. характер и направленных против осн. положений конфуцианства и моизма (см. Моисты). Начиная со вскрытия ограниченности и относительности категорий, к-рыми оперируют эти учения, Ч.-ц. затем распространяет свою критику на все человеч. понятия, представления и чувства. Так, жизнь, согласно Ч.-ц., не что иное, как сновидение; великое пробуждение приходит лишь в результате слияния с дао – с некоей цельностью, присутствующей во всем, но ничем конкретным не исчерпывающейся, не познаваемой разумом и не выражаемой в словах. Даосское философствование Ч.-ц. выражается в форме диалектич. игры, выявляющей принципиальную идентичность казалось бы противоположных понятий и показывающей их переход друг в друга в процессе всеобъемлющих природных круговращений.
Природа, в к-рой находит воплощение дао, противопоставляется Ч.-ц. как нечто естественное человеку как существу искусственному. Ч.-ц. бесповоротно осуждает человека с его построенным на насилии гос-вом, культурой, нравственностью, оторвавшегося от природы и погрязшего в никчемном умствовании. Но, в отличие от Лао-цзы, Ч.-ц. не верит в то, что какая-либо сознат. деятельность может способствовать возвращению "золотого века". Из тупика изолгавшейся цивилизации он видит два выхода: либо бегство от нее, либо разгром, насильств. уничтожение в апокалиптич. взрыве общества и его культуры. Имеющаяся у Ч.-ц. мысль о желательности тотального истребления культуры положила начало даосской традиции, не раз идеологически оформлявшей в ср. века крест. революционность с ее отчаянием, исступлением и эсхатологич. мечтами.
Соч.: Чжуан-цзы цзи ши ("Чжуан-цзы" со сводом комментариев, сост. Го Цин-фанем), в кн.: Чжу-цзы цзи-чэн (Собр. соч. др.-кит. мыслителей), т. 3, Пекин, 1957; The writings of Kwang-Zse, в кн.: The Sacred books of the East, v. 39–40, Oxf., 1891 (v. 39, p. 164–392; v. 40, p. 1–232); Chuang Chou (Dschuang Dsi), Aus dem Chinesischen verdeutscht von R. Wilhelm, Dusseldorf–Koln, 1951; в рус. пер. – Атеисты, материалисты, диалектики Др. Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967.
Лит.: Го Мо-жо, Философы Др. Китая, пер. с кит., М., 1961; Быков Ф. С., Зарождение общественно-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966; Forke ?., Geschichte der alten chinesischen Philosophie, Hamb., 1927; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952; Creel H. G., Chinese thought from Confucius to Mao-Tze-tung, L., 1962.
В. Рубин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ЧЖУАН-ЦЗЫ
    ЧЖУАН-ЦЗЫ (ЧжуанЧжоу) (ок. 369 - ок. 286 до н. э.) древнекитайский философ, живший в основном в царстве Чу. О жизни его практически ничего не известно. Согласно “Историческим запискам” Сьма Цяня, он некоторое время служил на незначительной должности в области Мэн (современная провинция Хэнань), а затем отказался от поста первого министра в царстве Чу ради сохранения независимости и в дальнейшем вел частную жизнь (“Ши цзи”, гл. 63). Чжуан Чжоу приписывается авторство текста, известного как “Чжуан-цзы” и вошедшего в даосский канон под заглавием “Наньхуа цзин”. Биографические детали и даже черты характера философа реконструируются на основании его изображения в этом памятнике, где он фигурирует в качестве одного из персонажей.
    Г. А. Ткаченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1533
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “МО-ЦЗЫ”
  • “ЧЖУАН-ЦЗЫ”
  • ГО ЦЗЫ-И
  • ГУЙГУ-ЦЗЫ
  • Лао Цзы
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • лао-цзы
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • ЛЕ-ЦЗЫ
  • ле-цзы
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • МО-ЦЗЫ
  • мо-цзы
  • мо-цзы. филос. трактат
  • МЭН-ЦЗЫ
  • Мэн-Цзы
  • мэн-цзы
  • мэн-цзы. конф. канон
  • Сюнь-Цзы
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • цзы жань
  • ЦЗЫ СЫ
  • цзы сы - мэн-цзы школа
  • ЦЗЫ-ГУ
  • цзюнь цзы
  • Чжуан
  • ЧЖУАН-ЦЗЫ, Чжуан Чжоу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь