МЭН-ЦЗЫ


МЭН-ЦЗЫ
Мэн Кэ, Мэн Цзы-юй (ок. 372-289 до н.э.) — др.-кит. философ, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства. Уроженец царства Цзоу (впоследствии область царства Лу, ныне — Юго-Вост. часть уезда Цзоусянь провинции Шань-дун).
Происходил из рода крупного сановника; получил хорошее образование; много странствовал, посетив царства Ци, Сун, Мэн, Вэй, Лян и др., где проповедовал свое учение. Не получив признания у правителей, М.-ц. вернулся в царство Лу, где занялся педагогической деятельностью. Его беседы с учениками легли в основу письменного памятника «Мэн-цзы» (4—3 вв. до н.э.). Идеи М.-ц. явились развитием этико-политического учения Конфуция и составили основу конфуцианской концепции политической организации общества.
Центральная идея политических взглядов М.-ц. — «человеколюбивое правление» (жэнь чжэн), имевшее несколько аспектов, в т.ч. 1) разделение всех жителей Поднебесной на «благородных мужей» (цзюньцзы), т.е. «тех, кто управляет людьми», и «простолюдинов» (шу минь) — «тех, кем управляют»: «Те, кто напрягают свой ум, управляют людьми; те, кто напрягают свои мускулы, управляются (другими)»; 2) обеспечение зажиточной жизни народу (тезис «править, заботясь о народе»), поскольку, согласно М.-ц., «народ является главным (в Поднебесной), за ним следуют духи Земли и зерна, а государь уступает им по значимости».
М.-ц. считал, что такой политикой правитель может «завладеть сердцем народа», «подчинить его себе» и в конечном итоге «овладеть Поднебесной». Обеспечение зажиточной жизни народу М.-ц. связывал с наделением его «постоянным занятием и имуществом» — это приведет к утверждению в народе добродетели. Конкретным шагом в осуществлении этой политики М.-ц. считал возрождение системы «колодезных полей», при которой крестьяне обязаны были сначала обработать «общее поле» («поле князя»), а затем уже — собственные наделы, с которых следовало платить налог в размере одной десятой урожая.
М.-ц. выступал за создание системы школ и домов призрения для престарелых как средства нравственного воспитания людей и утверждения согласия между верхами и низами.
Суть этико-философского учения М.-ц. сводится к положению об изначально доброй природе человека, которой присущи «четыре нравственных начала» (сы дэ): человеколюбие, чувство долга, стремление соблюдать ритуал и разум/мудрость. Человек, по М.-ц., наделен «врожденными знаниями» (лян чжи), чем объясняется его способность «познать Небо и его веления», добиваясь «слияния воедино Неба и человека».
Небо в учении М.-ц. выступало как высшая нравственная сила, верховное одухотворенное начало всех дел в Поднебесной. «Небо» олицетворяло собой нравственное совершенство и в то же время — «искренность», «истинность» (чэн).
М.-ц. первым из конфуцианских мыслителей поставил вопрос о соотношении чувственного и разумного начал в процессе познания. Важнейшим средством постижения мира философ считал «сердце» (синь, «разум») и второстепенным — органы чувств. Только «сердце» размышляет о «принципах» (ли) и постигает их.
В том же рационалистическом духе оценивал М.-ц. роль энергетического начала в человеке (ци) и его «воли» (чжи): «Воля руководит ци, а ци наполняет тело. Воля — главное, а ци — второстепенное».
Учение М.-ц. стало впоследствии неотъемлемой частью конфуцианской ортодоксии, а памятник «Мэн-цзы» вошел в 12 в. в каноническое конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


МЭН-ЦЗЫ
        Мэн Кэ (ок. 372—289 до н. э.), др.-кит. философ, представитель конфуцианства. Род. в царстве Цзоу (ныне юго-вост. часть у. Цзоусянь в юж. части пров. Шаньдун). Как и Конфуций, много путешествовал по др.-кит. государствам Ця, Сун, Тэн, Лян, ок. 40 лет проповедуя своё учение (в основе его — превознесение моральных устоев мифич. правителей глубокой древности Яо и Шуня, 2356—2206 до н. э.) и предлагая свои услуги правителям. Остаток жизни провёл в беседах со своими учениками, результатом которых явился трактат «М.-ц.», составленный, по-видимому, последователями М.-ц. уже после его смерти на основе его высказываний, а также фактов из его жизни и политич. деятельности. Он состоит из семи глав, каждая из которых разделена на две части.
        Этико-политич. учение М.-ц. базировалось на тезисе об изначальной доброте человеч. натуры (ср. Сюнъ-цзы), согласно которому человек обладает врождённым знанием добра и способностью творить его. Зло — результат ошибок людей и для его искоренения следует восстановить первонач. природу человека. М.-ц. первым ввёл понятие «гуманного управления» (жэнь чжэн) страной, которое он противопоставлял «деспотия, правлению», или «правлению с использованием силы», а также понятиям «выгода», «богатство», «польза» и т. п. Он выступал за уважит. отношение к народу, за право народа (по др. интерпретации — сановников) на свержение плохого правителя. Идеи М.-ц. оказали сильное влияние на представителей неоконфуцианства, на Ван Янмина и др. философов.
        «М.-ц.», в кн.: Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 225—47, 327—36; Ssu shu. The four books, English transl. and notes by J. Legge, Shanghai, [s. a.], p. 429—1014; P o r k e ?., Geschichte der alten chinesischen Philosophie, Hamb., 1927, S. 190— 215.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


МЭН-ЦЗЫ
(лат. Mencius)
Мэн Кэ (жил 372 – 289 до Р. X.) – кит. поэт-философ; ученик и последователь Конфуция. Проповедовал гуманность и справедливость, этикет и мудрость как четыре осн. добродетели, которые он относил к врожденным (благим) побуждениям.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


МЭН-ЦЗЫ
(фамилия – Мэн, имя – Кэ, прозвище – Цзы-Юй) (372–289 до н.э.) – ученик учеников внука Конфуция Цзы Сы. Записи о нем, сделанные его учениками, составили книгу "Мэн-цзы" в 7 разделах. Школа М.-ц. развивала идеалистич. элементы конфуцианского учения (см. Конфуцианство).
В период междоусобных войн (5–3 вв. до н.э.) М.-ц. осуждал разложение правящих слоев, их жестокость и произвол в управлении народом, требовал прекращения междоусобных войн; тем не менее М.-ц. пытался убедить правителей принять проповедуемые им идеи для смягчения социальных противоречий и недовольства нар. масс. Этико-политич. доктрина М.-ц. выражена в словах: "кто трудится умом, тот управляет людьми, кто трудится силой, тот подлежит управлению; те, кем управляют, кормят; те, кто управляет людьми, кормятся от людей" ("Мэн-цзы" раздел "Тэн-вэнь-гун", 1). М.-ц. утверждал, что доброта человеч. природы присуща как эксплуататорам, так и эксплуатируемым. Добро, по М.-ц., – это человеколюбие, справедливость, соблюдение обществ. регламента, мудрость. М.-ц. сводил источники знания к врожденным свойствам человека.
Развивая мистич. элементы учения Конфуция, М.-ц. считал, что небо наделено волей и является господином, к-рый наделяет властью правителей, и учил людей довольствоваться "велением неба" (судьбой), а правителей считать себя "приемниками велений неба".
Лит.: Попов П. С., Кит. философ Мэн-Цзы, СПВ, 1904; Ян Юн-го, История древнекит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 192–225.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


МЭН-ЦЗЫ
    МЭН-ЦЗЫ (Мэн Кэ, Мэн Цзы-юй) [около 372 до н. э., царство Цзоу (ныне провинция Шаньдун) —289 до н. э.] — философ, политик, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства (получил титул “Второго совершенномудрого” — “Я шэн”).
    Происходил из рода крупного сановника царства Лу Получил хорошее образование у учеников внука Конфуция Цзы Сы. Много странствовал в надежде добиться понимания у правителей царств и осуществить свои взгляды на практике. Проповедовал свое учение в Академии “Цзися”. Политическая карьера Мэн-цзы оказалась неудачной: ему удалось лишь однажды занять пост советника (319—301 до н. э.). Вернувшись на родину, занялся педагогической деятельностью. Беседы Мэн-цзы с учениками легли в основу составленного ими памятника “Мэн-цзы”.
    Взгляды Мэн-цзы составили впоследствии основу конфуцианской концепции политического управления обществом, в которую он ввел экономические и философские компоненты. Центральным моментом его учения являлась идея “человеколюбивого правления” (“жэнь чжэн”), имевшая три аспекта. Во-первых, разделение всех жителей Поднебесной на “управляющих” “благородных мужей” (“цзюнь-цзы”) и “управляемых” простолюдинов (“шу минь”). “Те, кто напрягают свой ум, управляют людьми. Те, кто напрягают свои мускулы, управляются (другими). Управляемые содержат тех, кто ими управляет... Такова общая для всех справедливость в Поднебесной” (“Мэн-цзы”). Во-вторых, необходимость заботы о народе со стороны правителей, обусловленной тем, что “народ является главным (в Поднебесной), за ним следуют духи Земли и злаков, а государь уступает им всем по значимости”. “Человеколюбивое правление” включало в себя “размежевание полей” — наделение земледельцев равными наделами и обеспечение их “постоянным занятием и имуществом” как условие воспитания у народа “добрых чувств”; внедрение системы “колодезных полей”, согласно которой крестьяне обязаны были сначала обрабатывать “общее поле” (“поле князя”), а затем — собственные наделы и платить с них налоги. В-третьих, учреждение системы образования народа, целью которой было призрение немощных и нравственное воспитание подданных.
    Концепция Мэн-цзы о врожденной “доброй природе” человека стала основой этической системы конфуцианства. Согласно этой концепции, человеку изначально присущи “четыре добродетели” (см. Сы дэ): человеколюбие, чувство долга, благопристойность и мудрость. Человек наделен также врожденным “знанием блага” (см. Лян чжи) и врожденными “благими способностями”, которые позволяют ему “познать Небо и его веления”, добиться слияния воедино Неба и человека, “охватить сердцем-разумом всю тьму вещей”. Мэн-цзы считал Небо (см. Тянь) — верховное одухотворенное начало всего сущего — обладателем нравственного совершенства, или “искренностью”, “истинностью” (см. Чэн). “Искренность — путь Неба, размышления об искренности — путь человека” (“Мэн-цзы”). Т, о., понятие нравственности приобретало онтологический смысл.
    Мэн-цзы впервые в конфуцианской философии поставил вопрос о соотношении чувственного и рационального начал. Первенство он отдавал “сердцу” (синь, в данном случае — орган мышления, “разум”), считая функцию органов чувств второстепенной, “зависящей от вещей”. Лишь “сердце-разум” способно познать принцип вещей, в то время как органы чувств “отражают” вещи. Энергетическое начало в человеке — ци-пневму — Мэн-цзы рассматривал как второстепенное по отношению к “воле”: “Воля руководит ци, а ци наполняет тело”.
    “Мэн-цзы” впоследствии вошло в состав конфуцианского “Четверокнижия”.
    Соч.: Мэн-цзы чжэн и (“Мэн-цзы” в правильном толковании).— В кн.: Чжу цзы цзи чэн, т. 1. Шанхай, 1935; “Мэн-цзы”.— В кн.: Древнекитайская философия, т. l. M., 1972; The Book of Mencius.—BKH.: A Source Book in Chinese Philosophy, transi, and compiled by Wing-tsit Chan. Princeton, 1973.
    Лит.: Быков ?. С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966.
    В. Ф. Феоктистов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 2199
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ГУЙГУ-ЦЗЫ”
  • “МО-ЦЗЫ”
  • “СЮНЬ-ЦЗЫ”
  • “ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ”
  • “ЧЖУАН-ЦЗЫ”
  • вэнь-цзы
  • ГО ЦЗЫ-И
  • ле-цзы
  • ЛЕ-ЦЗЫ
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • МО-ЦЗЫ
  • мо-цзы
  • мо-цзы. филос. трактат
  • моу-цзы
  • мэн
  • МЭН ДЕ БИРАН
  • мэн кэ
  • МЭН ТЯНЬ
  • Мэн-Цзы
  • мэн-цзы
  • мэн-цзы. конф. канон
  • остров мэн
  • сюнь-цзы
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • ЦЗЫ СЫ
  • цзы сы - мэн-цзы школа
  • ЦЗЫ-ГУ
  • ЦЗЮНЬ ЦЗЫ
  • цзюнь цзы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь