ЧЖУ СИ


ЧЖУ СИ
        Чжу Юаньхуэй, Чжу-цзы (учитель Чжу) (18.10.1130, Юци, пров. Фуцзянь,—23.4. 1200, Каотин, пров. Фуцзянь), кит. философ, представитель неоконфуцианства, завершивший процесс его формирования. Был талантливым и энергичным администратором, выдающимся учёнымэнциклопедистом, комментатором классич. книг, педагогом. В 1179—80, будучи правителем области Нанькан (пров. Цзянси), восстановил школу «Бай-лу дун» («Пещера белого оленя»), ставшую благодаря его лекциям известнейшей школой Сунской империи.
        Ч. С. синтезировал идеи конфуцианских мыслителей от Конфуция до Чжоу Дуньи, Чжан Цзая и бр. Чэн, произведения которых он снабдил собств. комментарием и написал о них исследование «Цзинь сы лу» («Записи осовр. мыслителях и идеях»). В учении Ч. С. систематизированы и развиты все шесть осн. идей неоконфуцианства. При этом Ч. С. пошёл дальше, чем Чэн И, в развитии дуалистич. концепции двух начал — идеального, первичного, «ли» и материального, вторичного, «ци»: ли нуждается в прикреплении к определ. ци, ци же нуждается в ли как законе своего существования, поэтому они неразделимы. Все принципы, действительные и возможные, а также и ци содержатся в лишённом физич. формы великом пределе, существующем во всех вещах, взятых в совокупности (Вселенная) и в отдельности. Ли человека (или вещи) является его природой, реальной и конкретной, причём ли его первонач. природы, ничем не затронутой и совершенной, является моральным разумом, тогда как ли его природы, смешанной с человеч. желаниями и физич. элементом, является человеч. разумом, подверженным как добру, тан и злу. Жэнь в трактовке Ч. С. обрело форму «характера человеч. разума и правила любви». Обобщающее учение Ч. С. стало впоследствии гл. течением кит. философии, а через систему гос. экзаменов, базировавшихся на классич. трактатах с его комментариями, играло важную роль в образовании и воспитании молодёжи вплоть до нач. 20 в. Ч. С. оказал также сильное воздействие на философию Корей и Японии. Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1923; Philosophy of Chu Hsi, ed. and transl. by D. Bodde, Camb., 1942;
        см. также лит. к ст. Неаконфуцианство.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ЧЖУ СИ
(род. 19 окт. ИЗО, Юци, провинция Фуцзянь – ум. 24 апр. 1200, Каотин, Фуцзянь)
кит. философ, глава неоконфуцианства, самый влиятельный и известный мыслитель времен Сунской династии. Философию Чжоу Дуньи он сделал течением, господствовавшим в кит. философии в течение столетий. Согласно Чжу Си, мир возникает и существует в результате взаимодействия активного духа и пассивной материи (см. Ян и Инь), – здесь прежде всего становится явным различие между добром и злом и разнообразие существования и его форм.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ЧЖУ СИ
(1130–1200) – кит. философ, создавший рационалистич. систему неоконфуцианства, оказавшую огромное влияние на китайскую, корейскую и япон. философию. Учился у Ли Туна (1088–1158), последователя Чэн И и Чэн Хао. Бoльшую часть жизни провел в бедности; неоднократно занимал высокие посты, с к-рых увольнялся за выступления против правительств. политики. Бесстрашие Ч. С. вызвало ненависть к нему придворных, добившихся того, что в 1196 учение Ч. С. было запрещено и он был отстранен от всех должностей; в 1199 был реабилитирован, но служить отказался.
Объединив концепцию "великого предела" (тайцзи), выдвинутую Чжоу Дунь-и, с понятием принципа (ли), взятым из философии братьев Чэн, Ч. С. интерпретировал "великий предел", воплощающий высший принцип, как единство принципов всех существ и вещей Вселенной. Причастные "великому пределу", они относятся к нему не как части к целому, а как отражения луны в реках и озерах к луне на небе – в каждом из них луна отражается целиком. Для реального существования Вселенной недостаточно, однако, "великого предела", тождественного принципу (ли), необходимо еще и материальное начало (ци). По сравнению с "ли" это материальное начало вторично, но именно оно дает возможность объяснить разнообразие всего существующего, изменения, к-рым оно подвержено, и наличие в человеке добра и зла. Оттого что принцип воплощается в материальном начале, он не может быть воплощен до конца и полностью. Человеч. принцип ("ли") Ч. С. сравнивал с жемчужиной в мутной воде эгоистич. желаний. Путь к внутр. освобождению и к просветлению подобен очищению жемчужины от грязи. В этом плане Ч. С. вслед за Чэн И придавал особое значение заимствованному из трактата "Да сюэ" понятию "исследование вещей". Поскольку принцип (ли) объединяет человека со всей Вселенной, исследуя вещи и познавая их принципы, человек, согласно рационалистич.-просветительской позиции Ч. С., познает самого себя и избавляется от эгоистич. желаний. Хотя в системе Ч. С. "исследование вещей" было в основном средством для нравств. самоусовершенствования, то значение, к-рое ему придавал Ч. С., сыграло известную роль для развития науки в Китае. Однако в основном "вещи", к исследованию к-рых призывал Ч. С., понимались как человеч. дела, т.е. проблемы морали, политики и т.п. Изучение того, что выходило за пределы гуманитарных знаний, неоконфуцианцев не интересовало, поэтому естеств. науки не получили в Китае значит. развития.
Неоконфуцианский синтез, разработанный Ч. С., после его смерти превратился в ортодокс. идеологию кит. бюрократии. С 1313 ответы на гос. экзаменах должны были основываться на комментариях Ч. С. к конфуцианским классич. книгам. Став офиц. догмой, неоконфуцианство чжусианского толка в течение почти 700 лет, вплоть до начала 20 в., сковывало филос. мысль в Китае и тем самым способствовало тенденциям к стагнации, к-рые привели в новое время к отставанию Китая от Европы.
Соч.: Чжу-цзы да цюань (Полное собр. соч.), Шанхай, 1936.
Лит.: Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (О Сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1966, с. 201–39; Ян Юн-го [и др.], Цзяньмин Чжунго сысян ши (Краткая история идеологий Китая), Пекин, 1962, с. 120–25; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго чжэсюэ цзяньши (Краткая история китайской философии), Пекин, 1963, с. 294–99; Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1923; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 533–71; Chang C., The development of Neo-Confucian thought, v. 1, N. Y., 1957, p. 243–332; Sсhrokauer С. M., Chu Hsi's political career: a study in ambivalence, в кн.: Confucian personalities, Stanford, 1962, p. 162–88; Chan Wing-tsit, A source book in Chinese philosophy, Princeton. 1963, p. 588–653.
В. Рубин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ЧЖУ СИ
    ЧЖУ СИ (Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань) (18 октября 1130, Юси провинции Фуцзянь — 23 апреля 1200, Каотин провинции Фуцзянь) — китайский философ, ученыйэнциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог, главный представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму, в которой оно обрело статус ортодоксальной идеологии в Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее. Происходил из семьи ученого-чиновника, в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши, затем в течение двадцати лет занимался гл. о. научным и литературным трудом. С 1178, находясь на государственной службе, Чжу Си неоднократно, но ненадолго назначался на высокие административные посты. В 1196 за критические настроения в отношении социальной действительности и реформаторскую деятельность лишен всех чинов и званий, его учение подверглось запрету. В 1199 реабилитирован, посмертно получил титул го-гун (“державный князь”), в 1241 причислен к величайшим конфуцианским авторитетам; с 1313 его учение официально включено в систему государственных экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности. Основополагающие идеи Чжу Си выражены в комментариях к конфуцианской классике и беседах, записанных учениками. Он составил первую и ставшую образцовой неоконфуцианскую антологию “Цзинь сы лу” (“Записи размышлений о близком”, в соавторстве с Люй Цзуцяном, 1173).
    Чжу Си истолковал связь “Великого предела” (тай цзи) и “Беспредельного / предела отсутствия” (у цзи) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн Иконцепцию универсального общемирового “принципа/резона” (ли). Тай цзи, по Чжу Си, — это совокупность всех ли-принципов, тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей “тьмы вещей” (вань у). В каждой конкретной “вещи”, т. е. предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны — в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, “Великий предел” определялся как “бесформенный и безместный”, т. е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в “вещах” делает основной задачей человека их “выверение”, или “классифицирующее постижение”, которое состоит в “совершенном [раскрытии] принципов”. Эта процедура “доведения знания до конца” (чжи чжи) своим результатом должна иметь “искренность помыслов”, “выправленность сердца”, “усовершенствованность личности”, а затем — “выправленность семьи”, “упорядоченность государства” и “уравновешенность всей] Поднебесной”, поскольку ли-принцип совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы. Каждая “вещь” есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального “принципа” (ли) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (цч). Физически они неразделимы, но логически ли-принцип имеет приоритет над ци-пневмой. Восприняв проведенное Чэн И различение “предельно коренной, совершенно изначальной природы” и “природы пневменной материи”, связав их с ли и ци соответственно, Чжу Си окончательно сформировал концепцию изначально-общей “доброй” человеческой “природы”, обладающей вторичными и конкретными модусами, которым в разной степени присущи “добро” и “зло”.
    Учение Чжу Си поддерживалось правящей маньчжурской династией Цин (1644—1911). В 30-е гг. 20 в. оно было модернизировано Фэн Юланем в “новом учении о принципе” (синь ли сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд китайских философов, проживающих за пределами КНР (см. Новое конфуцианство).
    Соч.: Чжу-цзы да цюань (Достаточно полное [собр. соч.] учителя Чжу), т. 1—12. Тайбэй, 1970; [Натурфилософия; Природа человека, его сознание, воля и чувства; О воспитании и знании], пер. М. Л. Титаренко.— В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969; Син. Жэнь у чжи син (Природа-син. Природа-син человека и вещей), пер. В. В. Зайцева,— В кн.: Человек как философская проблема: Восток—Запад. М., 1991.
    Лит.: Chan Wng-tsit. Chu Hsi: Life and Thought. Hong Kong, 1986; Chu Hsi and Neo-Confiicianism. Honolulu, 1986.
    А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1008
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ДАНЬ-ЧЖУ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • красота как методологический принцип познания
  • ЛИ ЧЖУ
  • Лотос, Владыка его
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фо-Чжу
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • чжу си
  • ЧЖУ-ЖУН
  • чэн - чжу школа
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ
  • ЯН ЧЖУ
  • ЯН ЧЖУ, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь