Митькина Татьяна Анатольевна. Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста

Митькина Татьяна Анатольевна

Воспитатель 1 категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Буревестниковский детский сад» Богородского муниципального района Нижегородской области

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей социализации детей старшего дошкольного возраста. В статье рассматриваются особенности возрастного периода, представлены новообразования старшего дошкольного возраста, конкретизированы особенности социализации детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: социализация, ребенок, старший дошкольный возраст.

Дошкольное детство – это очень важный этап в развитии ребенка, это период, когда дети осваивают мир социальных отношений. Мы можем сказать, что в дошкольном возрасте начинается первичный этап социализации ребенка, когда происходит, по словам Льва Семеновича Выготского, «врастание в человеческую культуру». В старшем дошкольном возрасте отмечается активное развитие познавательной, эмоциональной, личностной и социальной сферы, происходит формирование и совершенствование мотивационно-потребностной сферы, нравственных установок и ценностей, самооценки. Уже в этом возрасте у детей проявляются индивидуальный социально-психологические особенностей их общения и взаимодействии с окружающими.

В старшем дошкольном возрасте начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, стремление быть «взрослым»; потребность в признании сверстников, интерес к коллективным формам деятельности, потребность поступать в соответствии с установленными правилами и т.д.), возникает новый, опосредованный, тип мотивации, который служит основой произвольного поведения, усваивается система социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. Одним из критериев успешной социализации ребенка старшего дошкольного возраста, выступает его умение ориентироваться в социальном окружении [3].

 

В исследовании Т.П. Авдуловой отмечается, что результатом социализации в старшем дошкольном возрасте становится социализированность, под которой понимается сформированность и усвоение социальных ценностей, установок, общественных норм и правил поведения, личностных и социальных качеств.

На основании мониторинга социализации современных дошкольников Т.П. Авдуловой были выделены показатели социализированности ребенка старшего дошкольного возраста: положительное эмоциональное отношение и принятие социальных и нравтсвенных норм и правил; произвольная регуляция поведения; инициативность в общении, понимание интересов сверстников; сформированность социальных переживаний, например, эмпатии; положительная и устойчивая самооценка; личный опыт социального взаимодействия [1].

Аналогичной точки зрения придерживается и Н.В. Макарычева, считая, что социальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется в процессе реализации деятельности по освоению не только предметного мира, но и мира социальных отношений, отношений между людьми. В процессе взаимодействия с окружающими старший дошкольник получает социальный опыт, который субъективно усваивается и становится неотъемлемой частью его личности. Приобретенный опыт взаимодействия в социальной сфере становится базой для развития адекватного социального поведения, социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию, к социализации [5].

Л.В. Гордиевских в статье «Актуальность проблемы социализации дошкольников» указывает, что критериями эффективности процесса социализации детей старшего дошкольного возраста являются: полоролевое поведение; способность разрешения конфликтов; усвоение социальной информации [2].

Обобщая все вышесказанное, считаем необходимым резюмировать, и выделить особенности социализации детей дошкольного возраста: освоение социального опыта в межличностных отношениях; стремление к новому положению в системе доступных общественных отношений; осознания себя активным субъектом в системе человеческих отношений; понимание социальных связей; развитое умение оценивать собственное поведение, поведение других детей и взрослых с точки зрения соблюдения ими социальных правил и норм; самостоятельность как отличительная черта поведения; способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности; целенаправленное развитие произвольного, волевого поведения детей в разных видах деятельности.

В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка процесс социализации может быть затруднен. Для того, что процесс социализации дошкольников проходил успешнее, необходимо, чтобы педагогическая система дошкольного образовательного учреждения, строилась на следующих подходах: аксиологический подход, который определяет главные общечеловеческие ценности в социализации дошкольников; системно-структурный подход, согласно которому процесс социализации детей должен проходить в условиях целостной педагогической системы, в сотрудничестве педагогов и социальных партнеров с детьми; индивидуальный подход, который предполагает учет интересов и потребностей ребенка, на основании чего разрабатывается индивидуальная траектория его развития; полисубъектный подход, основанный на необходимости учета влияния различных факторов социального развития (сверстники, семья, детский сад и др.) на социализацию детей [4].

В позитивной социализации и индивидуализации ребенка, развитии его инициативы и творческих способностей отводится большая роль дошкольной организации, что подчеркивается и в ФГОС дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО, роль детского сада в становлении и развитии личности каждого ребенка является особо значимой, а социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Список литературы

  1. Авдулова, Т.П. Содержание и критерии мониторинга социализации современных дошкольников / Т.П. Авдулова // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 3. – С. 79-83.
  2. Гордиевских, Л.В. Актуальность проблемы социализации дошкольников / Л.В. Гордиевских. – М., 2004. – с. 231.
  3. Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: Материалы II Международной научной конференции. В рамках проекта «А.З.Б. У. К. А. детства». Часть 1. – Самара: СГСПУ; ООО «Научно-технический центр», 2016. – 452 с.
  4. Федосова, Т.В. Социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста / Т.В. Федосова, Н.Н. Пахомкина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015. — №1. – С. 52-58.
  5. Макарычева, Н.В. Социализация ребёнка в обществе через освоение прав и обязанностей [Электронный ресурс] / Н.В. Макарычева – 2010. – URL: http://star-mbdou1. ucoz. ru/_ld/1/111___1.. pdf (дата обращения: 29. 01. 2017).
Просмотров: 311
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Додонова Наталья Сергеевна. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста как условие их успешной социализации
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Гусева Е.П. Галухина М.В. Костоломова Т.В.. Проект «Театрализованная деятельность как средство социализации детей с ЗПР старшего дошкольного возраста»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • И.Н. Гущина А.С. Толокина. СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Старцева Елена. Театрализованная игра, как форма социализации детей дошкольного возраста
  • Насибова Замина Латифовна. Интеграция образовательной области «Социализации» в непосредственно- образовательной деятельности (опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста).
  • Корнева Антонина Павловна. «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
  • Ненашева Татьяна Анатольевна. «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ДОО».
  • Гордова Юлия Львовна. «Развитие исследовательской и проектно-экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Неверова Татьяна Евгеньевна. Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
  • Татьяна Бабанова. Семинар-практикум 'Отслеживание эффективности психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации детей'
  • Авраменко Наталья. Интегрированное занятие по социализации личности ребенка «Мои права» в старшей группе
  • Касымова Дилором Рахимовна. Консультация для родителей: «Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников»
  • Кувшинова Татьяна Викторовна. О необходимости социализации и адаптации детей с ОВЗ в обществе
  • Козлова Мария Владимировна. Организация социокультурных практик как условие успешной социализации детей в условиях детского сада
  • Гачевская Наталья Анатольевна. Конспект психолого-педагогического занятия по социализации детей раннего возраста «Кружатся снежинки».
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Бобылева Лариса Леонидовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОСОБОГО РЕБЕНКА
  • Коннова Наталья Борисовна. Тема: « Урок -суд над наркоманией» /при изучении социальных норм и отклоняющего поведения можно провести подобные уроки в 8-10 классах/
  • Куляева И.Г. , Гулько В.В.. Педагогическая статья «Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников»
  • Вешкурцева Юлия Васильевна. «Особенности социализации детей с синдромом Дауна».
  • Нелюбина Олеся Александровна. «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ОНР и их успешной социализации»
  • Кувшинова Татьяна Викторовна. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ГРУППЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Кувшинова Татьяна Викторовна Забеленкова Тамара Владимировна. Взаимодействие с семьей по социализации и адаптации детей в обществе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь