Додонова Наталья Сергеевна. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста как условие их успешной социализации

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста как условие их успешной социализации

С первых дней своего существования ребенок окружен другими людьми, с самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения он приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе взаимодействия с другими людьми ребенок получает определенный социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Так происходит процесс социализации.

ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов на создание условий для позитивной социализации и индивидуализации дошкольников. «Стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих за-дач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [6, п.1. 6]. Одним из механизмов, способных обеспечить эффективность данного процесса, является развитие эмоционального интеллекта детей.

 

Скачать конспект

Эмоциональный интеллект – это способность распознавать свои чувства и чувства других людей, это умение управлять своими эмоциями и предвидеть поведение другого человека, это эмоциональная чуткость и отзывчивость, и как итог, способность поддерживать оптимальные взаимоотношения с окружающими, высокая адаптивность в коллективе.

В МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 2» г.о. Шуя ведется систематическая работа по формированию и развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

В рамках психолого-педагогического сопровождения мы провели диагностическое обследование на изучение социально-эмоционального интеллекта (методика оценки интеллекта детей старшего дошкольного возраста Я.И. Михайлова). Целью обследования являлась оценка способности к распознаванию эмоциональных состояний, прогнозированию ситуаций общения и социального взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.

Анализируя полученные результаты, мы отметили, что среди обследованных не оказалось детей с низким уровнем социально-эмоционального развития, однако часть детей испытывает трудности в понимании эмоций окружающих людей, затрудняется в адекватной вербализации собственных эмоциональных состояний, не всегда правильно понимает причины смены как своих, так и эмоций других людей.

Работа с дошкольниками по развитию эмоционального интеллекта ведется в определенной последовательности:

  1. знакомство детей с базовыми эмоциями, обучение их вербальному и невербальному выражению;
  2. осознание и понимание детьми собственных эмоций и эмоций других людей, проговаривание эмоциональных состояний;
  3. пониманию причин эмоциональных проявлений других людей и выбор оптимальных способов поведения;
  4. обучение конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием, овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.

В работе с детьми мы используем различные игры и пособия. Приведем пример некоторых из них.

Дидактическая игра «Эмоциональный кубик» позволяет познакомить детей с различными эмоциональными состояниями.

Варианты заданий: А) Изображаем выпавшую на кубике эмоцию, остальные дети отгадывают ее. Б) Вспоминаем и рассказываем ситуации из своей жизни, когда испытывали те же эмоции, что выпали на кубике. В) Подбираем ряд слов, близких по значению к выпавшей эмоции (например, загрустил – стал печальным – голову повесил). Г) Придумываем ситуации к выпавшей на кубике эмоции, с которыми ребенок может столкнуться в будущем. К примеру, в рамках подготовки детей к обучению в школе ребенок может придумать, чему он в школе может радоваться, чему огорчиться, чего бояться и т.д. Так выявляются скрытые мотивы обучения и прорабатываются возможные страхи и опасения, связанные с дальнейшим поступлением в школу. Д) Придумываем историю о том или ином персонаже, используя различные эмоции. Начинаем историю, бросаем кубик. В соответствии с выпавшей эмоцией продолжаем сюжет (герой удивился – чему?). Дальше бросаем кубик. Герой обрадовался – чему? Разозлился – чему? и т.д. Работа с кубиком настроений позволяет не только совершенствовать эмоциональную сферу детей, но и обогащать их речевое развитие.

Многофункциональная ширма «Панно настроений» (авторское пособие) состоит из трех частей, каждая из которых решает свои задачи. Работая с первой частью, дети подбирают к пиктограмме изображение героя в нужном эмоциональном состоянии. Вращаем и передвигаем кубики на ширме, получается целый ряд изображений одного и того же настроения. Работая со второй частью ширмы, дети решают сразу две задачи: запоминают графическое изображение эмоций и учатся соотносить ту или иную эмоцию с определенной ситуацией. Составляем эмоцию из отдельных частей, вращая трубы на ширме. Вместе с эмоцией получается и ситуация, в которой эта эмоция проявляется, объясняем ее. Работая с третьей частью ширмы, дети определяют свое эмоциональное состояние, соотносят его с определенным цветом. Для этого «расселяем» смайлики с эмоциями в домики нужного цвета. Пособие многофункционально и позволяет придумывать различные варианты игр.

Дидактическая игра «В мире эмоций» позволяет детям связать ту или иную эмоцию с определенной ситуацией. Дети подбирают героям на картин-ке нужное выражение лица исходя из контекста. Так выявляется правильно ли ребенок понимает ситуации общения. А предложив ребенку придумать, как можно изменить негативную ситуацию, прорабатываются конструктивные способы управления собственным поведением.

Набор игр и способов развития эмоционального интеллекта достаточно богат. Выбор конкретного подхода зависит в каждом отдельном случае от целей работы. В конечном итоге детей с развитым эмоциональным интеллектом отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в себе, развитая регуляцией эмоциональных состояний, хорошая адаптивность в коллективе сверстников, что является залогом их успешной социализации.

Список литературы:

  1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 288 с.
  2. Бизяева И. А. Успешная социализация детей дошкольного возраста через развитие эмоционального интеллекта / И. А. Бизяева, А. А. Фролова. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 310-312. — URL: https: //moluch. ru/archive/236/54857/ (дата обращения: 01. 05. 2020)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) [электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www. firo. ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155. pdf (дата обращения: 01. 05. 2020)
Просмотров: 590
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Пиксайкина Ирина Владимировна. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Развитие эмоционального интеллекта и лидерства
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Золотухина Наталья. Коррекционно – развивающее занятие на развитие понимания эмоциональных состояний. Тема «В мире эмоций»
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Фандюшина Алёна. Изотерапия в психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
  • Пузанова Светлана Николаевна. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Гусенова Раъно Хусаиновна. Уровни восприятия поэтических произведений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
  • Приезжих Наталья Николаевна. Примерное перспективное планирование игр и упражнений с большим и малым мячами для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения.
  • Бытотова Алёна Николаевна. Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний
  • Сен Людмила Владимировна. Создание эмоционального благополучия детей 2 – 3 лет в ситуации психической депривации
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: чему и как учить в дошкольном детстве
  • Татьяна Владимировна Лимонова. «Театральная деятельность, как средство развития эмоций у детей дошкольного возраста»
  • Поморцева Ольга Александровна. Семинар-практикум с педагогами «Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания»
  • Насырова Светлана Анатольевна. Методическая разработка интегрированного занятия по психокоррекции эмоционального развития старших дошкольников на тему «Путешествие в страну эмоций»
  • Жданова Наталья Николаевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по воспитанию умения соблюдать свои права и права других людей «Мишка-топтыжка и странное происшествие»
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Вольф Оксана Александровна. Развитие эмоций через театрально-игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста
  • Бояршинова Валентина Александровна. ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: «В городе эмоций»
  • Первякова Елена Владимировна. «Я и мое настроение». Тренинг для развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
  • Сигаева Нэля Викторовна. Развитие творческого воображения и эмоционального благополучия детей (из опыта работы)
  • Аккуратнова Ирина Васильевна. Необходимые условия для социально-эмоционального развития детей в детском саду.
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь