Программа реабилитационной направленности для подростков и молодежи с дезадаптивным поведением «Жизненные навыки»

Особенностью проведения первого занятия является то, что оно носит форму беседы, скорее консультационного характера. Целью такой беседы должен стать сбор информации о реабилитанте, особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, характерологических особенностях. Главное преимущество работы с оборудованием предприятия «Альма» состоит в том, что информация о подростке, об особенностях его взаимодействия с другими людьми, полученная от него самого, либо опровергается, либо подтверждается уже в процессе работы. Например, подросток утверждает, что ничего не чувствует, но, прикасаясь к световой колонне с рыбками, вдруг говорит: «В ладошки рыбы тычутся, такое от них тепло, щекочутся, как маленький щенок носом».

Для психолога важно отследить расхождения в субъективной оценке ребенком своих особенностей с объективными явлениями, понять их причины, построив, таким образом, как можно большее количество направлений для дальнейшей работы. Общение на первом занятии поможет спрогнозировать возможные трудности в дальнейшей групповой работе и максимально предупредить их.

Примерные вопросы и упражнения, которые можно использовать на первом занятии:

  • С какими ожиданиями ты пришел в группу?
  • Есть ли у тебя опасения или страхи?
  • Что бы ты хотел здесь получить?
  • И т.д.

Все последующие занятия стоит начинать с простых вопросов типа:

  • Как ты прожил дни после предыдущего занятия?
  • Чего ты достиг?
  • Что тебе запомнилось?
  • Что ты ждешь от сегодняшнего занятия?

Эти вопросы помогают эмоционально «разогреть» группу, а также увидеть эмоциональное состояние каждого из участников группы. Поскольку в тренинговой работе основное содержание составляют внутригрупповые отношения, стоит обратить внимание на то, как меняется место расположения участников от занятия к занятию, кто занимает место около ведущего и напротив него, кто садится рядом с обозначенным лидером, кто остается в стороне от любого действия группы и т.д. Эта информация также может стать предметом обсуждения на одном из занятий.

Следует отметить, что в необорудованном пространстве, подросток более уязвим и зависит от группы. Оборудование сенсорной комнаты смягчает эту зависимость, выступает отчасти посредником и способствует динамике развития межличностного взаимодействия.

Занятие 2. Знакомство с миром собственных эмоций и ощущений

Очевидно, что изменение представлений о себе является процессом болезненным для подростка, употреблявшего ПАВ. Кроме того, актуальна тема поиска себя, и те «муки самотворчества», которые испытывает подросток-наркоман в своем развитии, являются для него не менее стрессогенным фактором, нежели конфликт или неудача. Поэтому основная задача психокоррекционной работы заключается, в том, чтобы обучить подростка навыкам управления психическим напряжением (умению его нейтрализовать), а также научить его направлять напряжение на приобретение и раскрытие своих новых возможностей.

Среда сенсорной комнаты является для этого наиболее благоприятной. Она позволяет включить в работу все анализаторные системы: слух, зрение, обоняние, двигательную активность.

Цель занятия – осознание образа «Я – чувствующий».

Задачи:
  • осознание множественности своих чувственных проявлений;
  • развитие способности жить в негативных переживаниях.

Основные вопросы, которые можно обсудить на занятии:

  • Что мешает ощутить свои чувства? (Чувства как реальность.)
  • Скука, тревога и кайф.
  • О чем вам могут сказать ваши эмоции?
  • Бедность эмоциональных переживаний в повседневной жизни.
  • Откуда берется наше настроение?
  • Доверяете ли вы своим чувствам?
  • Могут ли эмоции мешать? Что делать, если эмоции мешают?
  • Что делать с собственным напряжением?
  • Бывают ли абсолютно бесполезные или стопроцентно вредные чувства?
  • Бывают ли чувства, абсолютно не приносящие никакого вреда?

Обычно глубокий уровень погружения в работу с эмоциями возможен в случае, если группа знакома. В сенсорной комнате дело обстоит иначе. Сенсорные стимулы снижают напряжение, поэтому эффект достигается и в группе сменного состава. Особую роль играет музыкальная коллекция. Релаксационные упражнения, визуализация под музыку способствуют развитию произвольной сферы.

Начиная со второго занятия, в конце работы участники отвечают на два вопроса: «Доволен ли я собой?», «Доволен ли я группой?»

Вопросы можно изменять в зависимости от целей и задач занятий, например: «Кто мне помог?», «Кому я помог?» и т.д.

Занятие 3. Знакомство с телом

Принятие своего тела определяет принятие себя. Отношение к себе с точки зрения «доволен или не доволен» своим телом, различным его частями и индивидуальными особенностями является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни. Недовольство своим телом может породить множество комплексов, влияние которых на развитие личности будет носить негативный характер. Например, оно может усугубить конфликт Я-реального и Я-идеального, Я-реального и Я-зеркального (того, что во мне видят другие люди).

Цель занятия – осознание источника телесного напряжения.

Просмотров: 13864
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ




Другие новости по теме:

  • Взаимные презентации
  • Деловая игра
  • Деловая игра «Кадровый вопрос»
  • Игра «Паспорт проблемы»
  • Игра-проект для педагогов
  • Классификация упражнений социально-психологического тренинга
  • Комплекс игр для работы с детьми СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
  • Мини-тест «Мои ценности»
  • Организационная структура занятия по педагогическому тренингу
  • Программа «Я вижу мир» для индивидуального сопровождения детей младшего школьного возраста с патологий зрения
  • Программа адаптационного периода для учащихся 5-х классов
  • Программа социальной адаптации девиантных подростков
  • Тренинг личностного роста для молодых специалистов «Успешный человек – это я»
  • Тренинг личностного роста для старшеклассников
  • Тренинг общения как форма повышения толерантности и профилактики агрессивного поведения
  • Тренинг по улучшению общения и эмоциональной разгрузкев группе
  • Упражнение «Диалог с субличностями»
  • Упражнение «Искусство ответить Нет»
  • Упражнение «Как сказать нет»
  • Упражнение «Коллажирование на свободную тему»
  • Упражнение «Личностное право»
  • Упражнение «Мое любимое занятие»
  • Упражнение «Мои ожидания»
  • Упражнение «Опыт жизни»
  • Упражнение «Поведенческие контракты»
  • Упражнение «Пробуждение и развитие желаемых качеств»
  • Упражнение «Стул откровений»
  • Упражнение «Углубление работы с субличностями – 1»
  • Упражнение «Формирование идеальной модели»
  • Упражнение «Экспериментирование с движениями»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь