Лэйн Дэвид А. Школьная травля (буллинг).

Категория: Возрастная психология, Социальная работа | Просмотров: 31612

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

"Достаточно пройтись по школьным коридорам, чтобы ощутить атмосферу царящего там насилия; немыслимо заставлять сына там учиться".
(Родитель после посещения школы, в которой учится сын)

"Это школа для мальчиков. Издевательства здесь - обычное явление. Если ребенок не может к этому привыкнуть, его следует перевести в другую школу".
(Учитель этой же школы)

"В нашей школе учится мальчик, над которым часто издеваются, даже я позволяю себе это иногда, но только потому, что иначе сам пострадаю".
(Из письма в Фонд профессионального развития учителей)

"Травля, распространенная в ученической среде, вызывает у меня сильнейшее возмущение, в то же время я как учитель ничего не могу с этим поделать".
(Из письма в Фонд повышения квалификации учителей)

"В школе меня не любят, каждый день один из учителей и мои одноклассники издеваются надо мной. Я чувствую себя полным ничтожеством".
(Написав это письмо, Роберто 15 лет из Казер-та, Италия, взял отцовское ружье и застрелился: Вasaliscо, 1989)


Эти цитаты дают представление об остроте такой проблемы, как школьная травля, или буллинг (bulling), - сложного процесса, в котором есть жертвы, преследователи, взаимодействие между ними, а также позиция по отношению к происходящему взрослых и школы. Для понимания проблемы следует учитывать множество факторов, а не ограничиваться упрощенными представлениями о жестоком преследователе и его беспомощной жертве (например, о мальчике-слюнтяе). Невозможно разрешить эту проблему за счет ужесточения дисциплины, отстранения агрессоров от учебы или организации терапии для жертв травли. Любая стратегия вмешательства при школьной травле должна быть направлена на процесс в целом, если же исходить при этом из эмпирической модели буллинга, то эффективность вмешательства повышается.
В данной главе специалистам даются примерные рекомендации по созданию эмпирических моделей буллинга в каждом конкретном случае для выработки на их основе стратегии вмешательства. К сожалению, эта проблема пока изучена недостаточно, чтобы давать более определенные рекомендации. Многое известно об особенностях тех, кого принято именовать преследователями и жертвами; однако результаты последних исследований в этой области заставляют усомниться в правильности такого разделения, а значит и в полученных ранее выводах. Аналогичным образом, многие авторы концентрируют внимание на тех мерах, которые следует принять в отношении жертв или преследователей, практически игнорируя причинную роль школы и ее влияние на взаимоотношения между детьми, сопровождающиеся издевательствами. Авторы, пишущие на эту тему, пока не пришли к единому мнению о модели буллинга, хотя попытка создания такой модели предпринята Роландом (Roland,1989).
Публикации на тему школьной травли появились довольно давно (Dukes, 1905), но первыми систематически изучили проблему скандинавские исследователи, с рассказа о работе которых мы и начнем.

Введение

Первыми занялись изучением проблемы школьной травли несколько скандинавских исследователей (Heinemann,1973; Olweus, 1984; Pikas, 1975; 1976; 1989;Roland, 1983; 1988; 1989). Подходы к решению этой проблемы, которые были ими выработаны, постепенно получают признание в Великобритании.
Создается впечатление (Tattum, 1988), что национальные и местные органы образования и педагоги в Великобритании практически не уделяют внимания проблеме буллинга. Агрессивное поведение и прогулы уроков вызывают более выраженную тревогу у школьной администрации. Соответственно, исследователи в Великобритании недалеко продвинулись в изучении этой проблемы, во всяком случае по сравнению с Пикасом и его коллегами. Предпринимались разрозненные попытки привлечь к проблеме школьной травли внимание общественности (Оrton, 1982). Были опубликованы результаты единичных случаев вмешательства (Lane, 1973; 1975), затем появились данные исследовательского проекта (Lowenstein, 1978). Отношение к проблеме изменилось с выходом в свет первой в Великобритании книги, посвященной травле (Tattum & Lane, 1988), а также работы Роланда и Мунте (Rolland & Munthe, 1989), содержащих описание общепринятых в других странах подходов к решению данной проблемы. Обе книги широко обсуждались в средствах массовой информации, как в самой Великобритании, так и за рубежом. Теперь уже никто не сомневается в существовании такой проблемы, как школьная травля, а призывы к выработке единой стратегии ее решения стали раздаваться даже от официальных лиц (Еlton, 1989).
В ответ на возросший интерес общественности возникло множество идей о возможных видах вмешательства. Кроме того, коллектив исследователей из Шеффилдского университета получил государственное финансирование на продолжение своей работы, первые результаты которой были опубликованы в книге Роланда и Мунте. В центре внимания исследователей был вопрос о том, что делать с таким явлением, как школьная травля. При этом сравнительно меньше усилий было затрачено на понимание существа и причин возникновения проблемы. Для решения данной задачи применялся двухэтап-ный подход.
1. Проблема определена как...буллинг;
2. Решение заключается в... X, Y или Z (в зависимости от того, на кого направлено вмешательство).
Как было указано ранее (Lane, 1974b; 1978; 1990а), комплексные поведенческие проблемы должны решаться после предварительного создания модели изучаемых видов поведения, на основе которой можно будет выработать стратегию решения проблемы. Автор предлагает схему анализа, включающую пять этапов его проведения.
Хотя мы многим обязаны скандинавским исследователям, внесшим значительный вклад в изучение проблемы школьной травли, некоторые трудности им преодолеть не удалось. Это касается как используемых моделей, так и преимущественной работы с жертвами и преследователями в ущерб общешкольной работе. В данной главе освещены оба этих направления, однако особое внимание уделено расширенному подходу к вмешательству, который используется в Великобритании и который, в свою очередь, оказывает все большее воздействие на скандинавских исследователей.
Процесс начинается с определения проблемы, далее проводится исследование релевантных факторов, предпринимаются попытки разработать модель поведения, выработать на ее основании стратегию вмешательства, и в заключение производится оценка достигнутых результатов, насколько позволяют имеющиеся в распоряжении данные.

Что такое буллинг, или как его лучше определить

Буллинг - скрытый процесс. Всем известно о его существовании, а при столкновении с его проявлениями каждый пытается что-то предпринять. Однако никто не знает, сколько связанных с травлей страданий ежедневно испытывают школьники. Если бы это явление было также широко распространено в Великобритании, как в Норвегии, где такие исследования проводились, то к нему были бы причастны (Tattum, 1988) 870 000 детей. Таким образом, это оказалась бы самая многочисленная в Англии и Уэльсе группа учащихся с потребностями в специальном обучении.

За последнее время в печати появился целый ряд сообщений о трагических случаях. Жертвами издевательств становятся ученики с умственными и физическими недостатками, нередки случаи самоубийств и даже убийств. По данным нескольких исследований дети, подвергающиеся издевательствам, начинают прогуливать занятия в школе (Reid, 1988; Knox, 1989). К сожалению, публикаций, посвященных этому явлению, в Великобритании, а тем более в других странах явно недостаточно (Roland & Munthe, 1989).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Буллинг: агрессоры и их жертвы
  • Эрлинг Руланн. Методы предотвращения моббинга
  • Нардонэ Дж. Страх, паника, фобия: Краткосрочная терапия
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Остапенко Г.С., Прокопов А.Ю. Новейшая история Великобритании. XX - начало XXI века
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Редактор. ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
  • Наталья Москалева. Откуда берутся проблемы
  • Ирина Млодик. Психолог в школе.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Шарфф Д.Э. Динамика внебрачного секса
  • Нежейко Яна. КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
  • Романовский В.А. Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии.
  • Красивая внешность влияет на жизненный успех и социальный статус
  • Комарова Л.Э. Тревога неопределенности и проблемы формирования психоаналитического сообщества в России
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Семейные проблемы — причины их возникновения
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Робертс Дж. Вмешательства в групп-аналитической психотерапии
  • Хакимова Флюра. Советы родителям 'Скоро в школу'
  • Коннова Наталья Борисовна. Актуальные проблемы преподавнания курса ОРКСЭ
  • Александрова Светлана Викторовна. Проект в подготовительной к школе группе «Первый раз – в первый класс!»
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • М.Н. Бочкова, Н.В. Мешкова. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Биграс Ж. Психоанализ как повторение инцеста: некоторые технические соображения
  • Притча «Старая дева и плотник»
  • Коллектив авторов. Хрестоматия. Произведения школьной программы по литературе. 3-4 классы. Сер. Школьная библиотека.
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Н.Б. Энкельманн. Что для вас означает успех?
  • Елена Шипилова. Рекомендации по профориентационному консультированию. - Елена Шипилова
  • Алекс Мома. Современные определения гностицизма
  • Наталья Петровна Ефарова. Социальная дезадаптация дошкольников
  • Бэйдер Э. Ступени на пути к близости: позитивный взгляд на проблемы в отношениях пары
  • Характеристику острого стрессового расстройства и стратегии раннего вмешательства при работе со взрослыми и детьми непосредственно после травматических событий
  • Юнг К.-Г. Трансцендентальная функция.
  • Проблема нейрогенеза: могут ли во взрослом мозге появляться новые нейроны?
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Алымова Екатерина Александровна. Преемственность в работе детского сада и школы (из опыта работы)
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Назаров М.М. Эффекты массовой коммуникации — исследования, периодизация и типология
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Улдукис Ирина Васильевна. Проблема школьной готовности детей.
  • Улдукис Ирина Васильевна. Проблема школьной готовности детей
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-ых классов в адаптационный период
  • Методики НЛП высшего уровня - Семинары Р.В. Коннера.
  • Зайцева Юлия Викторовна. Консультация для родителей СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь