Лэйн Дэвид А. Школьная травля (буллинг).

Категория: Возрастная психология, Социальная работа | Просмотров: 34703

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В конфликтной ситуации Джон испытывает сильный стресс. В результате его речь еще более ухудшается, ему становится трудно выразить свои чувства, и он, чтобы справиться с тревогой, набрасывается на других детей с кулаками. Можно подвергнуть проверке каждый из вышеперечисленных элементов этой цепочки поведенческих актов. Например, составить перечень конфликтных ситуаций, предложить мальчику отме-ь уровень стресса по шкале (скажем, от 1 до 10). Беглость речи также поддается оценке, а случаи нападения Джона на других детей можно записать на видеопленку. Для детального анализа контекстов, в которых наблюдались или не наблюдались проявления насилия, целесообразно использовать специальные техники - "Атрибуция" ("Attribution") или АВС ("ABC") (описанные у Lane, 1990а).
В процессе наблюдения выяснилось, что в действительности имеют место четыре различных стереотипа поведения.
1. Когнитивная мотивировка (Cognitive justification). При не-
которых обстоятельствах, сопряженных со стрессом, Джон
начинал злиться, говорил себе, что с ним плохо обращают-
ся, и в отместку набрасывался на детей с кулаками.
2. Выбор стратегии в стрессовой ситуации/дефицит навыков (Stress management/skills deficit). Иногда тревога Джона была настолько сильна, что он начинал сильно заикаться, не мог выразить свои чувства словами и, вследствие фрустрации, бросался колотить других детей.
3. Справедливый мир (Just world). Бывали случаи, когда мальчик, не желая терпеть несправедливость, "наказывал" обидчика. Это было обдуманное насилие.
4. Откровенное удовольствие (Sheer pleasure). В определенной обстановке, как правило, во время футбольных матчей, Джон затевал драки просто ради удовольствия. Это делалось для развлечения, а не вследствие стресса.
Выраженные различия в стереотипах позволяют опровергнуть гипотезу о том, что проявления насилия обусловлены стрессом. Такой вариант развития событий не исключен, однако обстоятельства, в которых это происходит, весьма специфичны. Была разработана специальная программа, чтобы обучить Джона умению справляться с конфликтными ситуациями и развить его социальные навыки. С мальчиком были проработаны модели поведения, встречающиеся в его ближайшем окружении, чтобы он научился воспринимать силу не как проявление агрессии, а как вполне законную уверенность в себе. С учителями были заключены соответствующие контракты, чтобы обеспечить предсказуемый ход развития событий. Всем было разъяснено, что любые проявления травли повлекут за собой временное запрещение посещать школу, однако все провокации со стороны других детей также будут пресекаться, что, по мнению Джона, было честно (справедливый мир). На протяжении девяти месяцев наблюдения произошло всего два инцидента, то есть программа вмешательства дала хороший эффект. Со стороны Джона не было замечено склонности к применению насилия в течение последнего года обучения в школе. Несмотря на то что мальчику не удалось приобрести за время учебы никакой специальности, он, в конце концов, нашел работу.
Единственной областью, которой не коснулась программа вмешательства, было "откровенное удовольствие". Неудивительно, что в процессе проспективного наблюдения никаких изменений в этой области не было отмечено. Два года спустя Джон принял участие в потасовке с другими ребятами (своими прежними приятелями - футбольными фанатами), однако с честью выдержал испытательный срок и, благодаря мощной социальной поддержке, избежал дальнейших неприятностей. Еще через пять лет Джон работал, наладил дружеские отношения с окружающими и был хорошего мнения о себе.

Заключение

Проблема буллинга остается одной из важнейших в сфере детской и подростковой психотерапии. Несмотря на ее широкую распространенность, внимания этой проблеме уделяется явно недостаточно. Выраженность и длительность страданий (Lane, 1988) могут вызвать необходимость терапевтического вмешательства. Тут-то и возникают трудности. Эффективность вмешательства определяется возможностью повлиять на контекст, в котором возникает проблема. Хотя психолого-педагогическое консультирование детей предполагает шаг в сторону от индивидуального психоанализа к семейной психотерапии, все же, по мнению Ховарта (Howarth, 1992), существует некоторое предубеждение против работы непосредственно в стенах школы или местного сообщества. Цель детской психотерапии - предоставление помощи тем, кто в ней нуждается, и в тех условиях, где чаще всего возникают проблемы. На современном этапе психотерапевт не может ограничиваться работой с несколькими представителями высших слоев общества.
При сопоставлении рекомендаций, предложенных в разное время и разными авторами (Pikas, 1975;Tattum, 1988), можно уловить тенденцию, появившуюся сравнительно недавно. Исследователи проявляют озабоченность в связи с недостаточным вниманием общественности к проблеме школьной травли, а также подчеркивают необходимость кропотливой работы с преследователями и их жертвами. Вместе с тем Таттум указывает на склонность американских психотерапевтов уделять внимание преимущественно жертвам издевательств, в то время как британцы предпочитают вовлекать в терапию родителей и местную общественность, а также делают ставку на учебную и пасторскую работу с детьми в рамках школы. По сути дела такой подход знаменует собой начало крупномасштабной работы по преодолению проблемы буллинга. Родоначальниками этого подхода можно с полным основанием считать скандинавских исследователей. Хочется надеяться, что со временем психотерапия займет достойное место в ряду мероприятий по искоренению школьной травли, однако для этого потребуются действенные стратегии терапевтического вмешательства, которые бы точно соответствовали контексту проблемы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Любовь Найденова. Кибербуллинг: опасное виртуальное «быкование» (Cyber-bullying)
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • How does the nature of our birth order
  • Тынкачева Марина Николаевна. «Воспитание толерантности у дошкольников»
  • "The size of a woman shows how much space it occupies in the heart of her husband."
  • Michael Swan Practical English Usage (3rd Edition)
  • М. Байджент, Р. Лей, Г. Линкольн Священная загадка
  • Эдвин M. Ямаучи. Дохристианский гностицизм, Новый Завет и Наг Хаммади в современных дебатах
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Жиль Нере Сальвадор Дали. 1904-1989
  • ЭТИ СТРАННЫЕ ИНОСТРАНЦЫ
  • Jacques Lacan in French. Bibliographies.
  • Drawing "Man in the rain."
  • Seminar of November 19, 1974
  • А.В. Федоров. Видеоигры в России
  • Біос Д.Е. Пізнаємо природу 5 клас
  • А.В. Федоров. Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «Мифы и реальность»: 1966-1989)
  • Technique counseling in a systems approach
  • Жанара Шукенова. План-конспект урока английского языка для детей
  • Меринов А. В., д.м.н. Шустов Д. И., Ховрачев А. П. Эпискрипт в “алкогольном браке”
  • Сенека. НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ
  • А.В. Федоров. Образ Белого движения в российском кино 1990-х — 2000-х годов
  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Колбасова Любовь Юрьевна. Конспект игровой ситуации «Домик для медвежонка» для младшей группы (3-4 лет)
  • Капустюк Наталья Константиновна. Эссе — Капустюк Наталья Константиновна
  • А.В. Федоров и др.. Школа и вуз в советском кино эпохи «оттепели» (1956-1968)
  • Шаламов Р.В., Ягенська Г.В. Пізнаємо природу 5 клас
  • Главный Редактор. Teaching Children with the SMILE
  • Родина Анна Сергеевна. Конспект НОД старшей подготовительной к школе группы 'Сказки для черепашки. Колобок'
  • Аккуратнова Татьяна Николаевна. Система комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
  • Освобождение от симптома в переносе
  • Gerald Kelly How To Teach Pronunciation
  • Ментух Татьяна Михайловна. «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»
  • Редактор. Методика Шалвы Александровича Амонашвили
  • Technique decision. Descartes Square
  • Георгий Почепцов. Как стране стать счастливее: опыт государственного управления счастьем от Бутана до Британии
  • Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. 11 класс
  • Наталья Виноградова. Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс. Методические рекомендации
  • Книга Ангелов, Колец, Печатей и Планетарных Символов
  • Василенко С.В., Коваль Я.Ю., Колотій Л.П. Здоров’я, безпека та добробут 5 клас
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология формирования противоаварийного поведенческого стереотипа у водителей транспортных средств
  • Данченко В. (ред.) ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. №1, 1989
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • Власова Виктория Александровна. «Роль педагога-психолога в организации психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе»
  • Григорович О., Болотіна Ю., Романо М. Довкілля 5 клас
  • Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков. 1 класс
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
  • Виктор Суворов Ледокол
  • Травина И.В. Круглякова Т.А.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРИНЦИПОВ РАЗНОУРОВНЕВОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь