Домрачева Людмила Викторовна. Куклотерапия — в помощь сказкотерапии. Из опыта работы кружка «Кукольный сундучок»

Куклотерапия — в помощь сказкотерапии. Из опыта работы кружка «Кукольный сундучок»

воспитателя высшей категории Домрачевой Людмилы Викторовны МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Теремок»

«Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал»
Народная мудрость

Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека. У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей. Ученые полагают, что куклы появились едва ли не вместе с человеком. Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка.

Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям. Я думаю, что именно на этом основывается такой метод терапии, как куклотерапия (лечение с помощью кукол), является одним из наиболее часто используемых методов в работе с детьми. Кукол используют в игровой терапии и арттерапии. Поэтому четкого определения этого вида терапии, как и у сказкотерапии, пока нет. Поскольку, если используются уже готовые куклы, можно говорить об игротерапии, если же куклы изготавливаются самими, то арттерапии. Куклотерапия идет в помощь сказкотерапии. В нашем ДОУ – это современное средство, широко используется для решения различных задач в качестве терапевтического средства, по программе формирования психического здоровья дошкольников «Здравствуй, сказка», составитель О.В. Азаматова, и по авторской программе «Играем в сказку» автора О.А. Шороховой.

Я решила проводить в старшей группе кружок «Кукольный сундучок», чтобы:

  • вызвать у детей интерес к искусству изготовления кукол, сформировать желание научиться этому искусству;
  • сформировать познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла;
  • улучшить моторную способность детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
  • снизить эмоциональную тревожность; использовать как одну из форм в сказкотерапии /куклотерапия/
  • повысить самооценку;
  • развить коммуникативные навыки.

А у родителей:

  • вызвать интерес к традиционным русским традициям, к изготовлению народной куклы;
  • сформировать навыки правильного обращения с ней, использовать в воспитании и «лечении» детей.
  • принимать участие в изготовление кукол своими руками.

В кружке «Кукольный сундучок» я знакомила детей с традициями и обычаями русского народа на примере народной традиционной куклы. Кукла выполняет очень важную роль: с помощью неё старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше накопленный жизненный опыт. Кукла обеспечивает связь поколений. Она была и детской забавой, и средством воспитания, магическим предметом и праздничным подарком, свадебным атрибутом и украшением суровой трудовой жизни…

На кружке мы учились создавать тряпичные народные куклы своими руками: «Зайчик на пальчик», «Утешница», «Птичка Веснянка», «Ангел», развивая творческое воображение, художественный вкус, мелкую моторику рук, речь ребёнка. Интересно было наблюдать, как каждый ребёнок по своему «оживляет» свою рукотворную куклу.

Учились не только мастерить, но и играть с куклой: общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, главное в этих играх – эмоциональный контакт.

Возможность сделать куколку из лоскутков, тесьмы, ниток, создавая яркие образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать, через эти милые, дорогие сердцу создания дети начинают постигать свои корни.

Работа велась не только с детьми, но и с их родителями. Перебирая лоскутки, используя бисер, всякого рода природные материалы, чтобы сотворить куколку, они отдыхали душой, набирали сил для добрых дел и новых побед. Совместное изготовление куклы помогало родителям легко найдет общий язык с ребенком, а это залог будущей любви и такого необходимого в жизни понимания.

Использовала куклу как одну из форм сказкотерапии. В терапии важен сам процесс изготовления куклы – процесс творения новой сказочной жизни. При создании куклы происходит выражение, рождение себя.

Куклы представляют собой различных персонажей внутреннего сказочного Королевства ребёнка. Отвергая самые дорогие игрушки, они могут с этой куклой спать, есть, играть часами. Доверять ей самое сокровенное. Делиться с ней и радостями, и горестями. И это неудивительно, ведь в такой кукле частичка их души.

“Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла для человека в детстве не обязательно “дочка” или “сыночек”, она – партнер в общении во всех его проявлениях”. /В. С. Мухина/

Опытом своей работы делилась с коллегами на районном, республиканском, российском уровне.

Вывод. Необходимо возрождать изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают ее сами из подручного материала. Куклы будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная кукла не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла как человек: единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ. В настоящее время традиционная народная кукла может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, склонности к труду, уважение к родной культуре и своей земле. Излечить душу ребёнка.

  • Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков. Куклы и учат, и лечат.
  • Куклы лечат страхи, помогают в социальной реабилитации, позволяют найти внутренние резервы для борьбы с негативными эмоциями, укрепить психическое здоровье.
  • Развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Кукла помогает «высказаться» просто зажатым детям, не привыкшим устно формулировать свои эмоции, страхи, переживания.
  • игрой в куклы можно помочь ребенку решить многие психологические проблемы и избавить его от страхов, тревожности и даже проблем со здоровьем. Такое направление в психологии получило название куклотерапия, что является одной из форм скозкотерапии.

В этом году наш детский сад получил статус региональной инновационной площадки по теме «Использование сказкотерапии развитии творческого воображения детей дошкольного возраста» и я планирую продолжить работу моего кружка.

Было бы здорово, если бы в каждом городе был свой «кукольный домик», куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слышать и понимать друг друга и окружающий мир… Л.Войцехович.

Список источников:

  • Е. Берстенева, Н. Догаева «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками» — Москва издательство «Белый город», 2010
  • Г. Дайн «Детский календарь» — Сергиев Посад издательство «Весь Сергиев Посад», 2010
  • О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — Санкт-Петербург издательство «Детство-Пресс», 2006.
Просмотров: 447
Категория: По направлениям » Для детского сада » Сказки для детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Дмитриева Галина Эдуардовна. Мастер — класс по изготовлению тряпичной куклы «Рождественская обрядовая кукла — Коза»
  • Непомнящая Олеся Александровна. Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Изготовление русской народной тряпичной куклы»
  • Редактор. Как играть в куклы
  • Драгилева Владлена Ивановна. Куклы ручной работы как средство развития речи дошкольников.
  • Власова Галина Ивановна. 'Картотека: куклы-обереги своими руками'
  • Редактор. Как украсить волосы куклы
  • Наталья Абраменко. Роль куклы в жизни дошкольника
  • Ольга Сорокина. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
  • Безматерных Елена Анатольевна. Тема: «Мастер – класс по изготовлению Русско-народной тряпичной куклы Отдарок»
  • Домнина Людмила Александровна. «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»
  • Романович Марина Анатольевна. Мастер-класс для родителей и детей «Куклы из бабушкиного сундука»
  • Таскина М. Игра: Украсим платье для куклы.
  • Домрачева Людмила Викторовна. Народная кукла-средство приобщения ребенка к народной культуре.
  • Мороз Айслу Фаатовна. Занятия с детьми дошкольного возраста - Куклы - марионетки
  • Кудинова Татьяна Александровна. Куклы из бросового материала
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Мастер класс по изготовлению куклы-оберега «Масленица»
  • Рогулина Нина Анатольевна. Презентация 'КУКЛЫ НАРОДОВ СЕВЕРА'
  • Швалева Татьяна Николаевна. Мастер-класс по изготовлению куклы-марионетки «Страусёнок Эму» из бросового материала
  • Матвеева Марина Александровна. Презентация проекта 'Такие разные куклы'
  • Землянская Галина Александровна. План – конспект НОД По изобразительной деятельности (лепка) По теме: «Человек» «Друзья для куклы Даши»
  • Белоусова Наталия Владимировна. Конспект занятия «Переставим мебель для куклы»
  • Ольга Федосова. 'КУКЛЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА'
  • Пучкова Наталья Геннадьевна. «Куклы из фоамирана»
  • Главный Редактор. Поделки из соломы - Куклы
  • Главный Редактор. Куклы из соленого Теста
  • Андреева Лидия Константиновна, Почкай Елена Александровна. Проект «История куклы»
  • Вощенко Светлана Петровна. Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной группы на тему: «Угощение для куклы Маши»
  • Тесленко Елена Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы по аппликации на тему: «Пальто для куклы».
  • Чаусова О.А. Згурськая Е.А. Фролова Е.В.. Проектная деятельность в старшей группе «Куклы прошлых лет»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь