Валеева Наталья Владимировна. Социализация детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения.

Социализация детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения.

Валеева Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования ГАОУ ДОД КО «Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий», 650004, г. Кемерово, ул. Трофимова, 45, тел. 35-19-74.

Социальное взаимодействие общества с каждым годом становится всё более

многообразным и сложным. Поэтому проблема социально-нравственного воспитания детей является актуальной.

Начальный опыт социального общения человека приобретается ещё до того, как он научится говорить. Именно в процессе социального взаимодействия ребёнок приобретает определённый общественный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, накладывает отпечаток на личность в целом. А от того, какой опыт ребенок приобретет и усвоит, будет зависеть сам характер Личности. Правильные формы презентации общественного, природного и культурного наследия позволят воспитать Личность, отвечающую нормам социального заказа общества. Таким образом, очевидна необходимость социализации усвоения ребёнком общечеловеческого опыта, который приобретается только в совместной деятельности и общении с другими людьми, что способствует формированию собственных убеждений, духовно-нравственных ценностей и потребностей, становлению характера.

 

Социализация старших дошкольников является сложным структурным образованием, отражающим потребность ребенка в общественно значимом изменении и преобразовании себя и окружающей действи-тельности, которые зависят от совокупности определенных знаний о мире (информационно-когнитивный компонент), от содержания установок, мотивов и связанных с ними отношений, интересов, стремлений (мотивационно-эмотивный компонент) и актуализации собственного опыта (когнитивно-деятельностный компонент). Социализация — это процесс «очеловечивания» ребенка путем активности и деятельной проекции внутреннего мира личности на внешний социальный мир. Социальные отношения пронизывают и общественный и личностный уровни бытия, однако во внутреннюю структуру конкретной личности входят не все социокультурные и общественные отношения, а лишь вполне определенные, внутренне ей присущие, а остальные существуют для нее в качестве внешних социальных условий. Личность вбирает лишь те отношения и связи, которые соответствуют ее природе, тождественны ей.

Дошкольное детство — важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка с социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края.

Психологические исследования (Л. В. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности.

С целью разработки вариативной формы организации предшкольного образования в Областном центре детского и юношеского туризма и экскурсий была создана образовательная программа социально-педагогической направленности «Маленькая тропинка в большой мир», с учетом потребностей и возможностей дошкольников, специфики региона.

Кемеровская область богата своими обычаями, традициями, ее населяет интересный народ. И задача педагогов через краеведческую деятельность приобщить детей к культуре Кузбасса.

Краеведение -одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого - к далёкому, от известного - к неизвестному, от простого - к сложному.

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.

В этой связи игровая деятельность, отвечающая общим функциональным задачам социализации детей, является одним из определяющих направлений ее успешного функционирования. В игровой деятельности происходит поэтапное встраивание растущего человека в общее для всех жизненное пространство; облегчается освоение знаний об окружающем мире и способах его познания, правовых норм, норм общения, принятых ценностей и достижение оптимального уровня информированности, действенности, глубины знаний, перевода их в личностный план.

В то же время сегодня обнаруживаются трудности социализации старших дошкольников посредством игровой деятельности. Исследование процесса социализации старших дошкольников в современных российских условиях показало, что при всей очевидности и позитивности внедрения игровой деятельности в младшее образовательное звено основное внимание уделяется традиционной парадигме образовательной деятельности и отношений, где личность формируется как объект воздействия, по заданному образцу норм и правил.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

  1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы.
  2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
  3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  • знакомить детей с особенностями и традициями города Кемерово
  • формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях
  • знакомить с именами знаменитых земляков
  • формировать знания о живой и неживой природе города

-заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет учащимся адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:

  • принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
  • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития
  • принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства
  • принципа возрастной адекватности образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • принципа учета этнокультурной ситуации развития детей

В век модернизации, НТП, ускорения темпа жизни, распространения насилия и жестокости, назрела необходимость совершенствования процесса нравственного воспитания подрастающего поколения: формирование ответственных поступков, внутренних мотивов и побуждений творить добро, следовать идеалам, ценить свое окружение, и быть истинным патриотом своей страны.

Любовь к родному городу, краю, традициям народа, родине – залог успешного будущего страны.

Всё это является тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение ребёнка к окружающему миру.

Таким образом, под социальным развитием детей старшего дошкольного возраста средствами регионального компонента я понимаю развитие его познавательной деятельности.

Знакомство с родным краем, традициями семьи обогащают сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений о большом мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий. Помогает систематизировать накопленную информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

Сформировалось ли к концу дошкольного детства у детей чувство любви к Родине, об этом говорить рано, но крупинки уважительного отношения к людям труда, к истории города, края, культуре малой Родины появилось.

Я считаю, что социальное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами организации регионального компонента — не столько передача знаний, сколько воспитание на их основе любви к малой Родине.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года.
Просмотров: 420
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Выскребенцева Ольга Николаевна. Использование национально-регионального компонента при обучении детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Паршкова Марина Рафхатовна. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, через кружковую работу.
  • Татьяна Алексеевна Виканова. Реализация регионального компонента в образовательной деятельности ДОУ
  • Полторецкая Юлия Александровна. Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»
  • Риттер Анна Игоревна. Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Арбекова Нина Павловна. Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации».
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Мамбетова Анна Владимировна Громова Лариса Николаевна. Реализация регионального компонента в процессе продуктивной творческой деятельности.
  • Никитина Ольга Дмитриевна. Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников.
  • Мелентьева Наталья Александровна. Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.
  • Попова Татьяна Николаевна. Авторская экологическая сказка на основе регионального компонента для детей старшей группы «Сказка нашего леса»
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Токарева Ирина Владимировна. «Нравственное воспитание детей как важный компонент образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.»
  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Горошникова Татьяна Сергеевна, Егорова Марина Николаевна. Формирование базовых культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста в условиях развития информационного общества
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Полторецкая Юлия Александровна. Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Фролова Ольга Юрьевна. Организация опытно-экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой родного края
  • Волошенко И.А., Калугина Е.В.,. «Формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей»
  • Аргунова Полина Николаевна. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Валеева Наталья Владимировна. Из опыта работы Областного центра детского и юношеского туризма и экскурсий по реализации программ с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Максименкова Зоя Анатольевна. Статья 'Система работы по реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении'
  • Лавренко Любовь Эдуардовна. Педагогические условия организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь