Дмитриева Татьяна Анатольевна. Значение дидактических игр в сенсорном воспитании

Значение дидактических игр в сенсорном воспитании

Автор:

Дмитриева Татьяна Анатольевна Воспитатель МБДОУ ДС № 22 «Сказка» город Кстово, Нижегородская область

Сенсорное развитие (лат. sunser – ощущение) – это и есть развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Ребенку, чтобы понять, что за объект перед ним, необходимо потрогать, прикоснуться к нему руками или даже попробовать на вкус.

Возраст детей 3-4 лет наиболее благоприятен для накопления знаний, ощущений, представлений об окружающем мире. Основой умственного развития детей является восприятие различных образов, результат их переработки, познание внешних свойств предметов (по цвету, по форме, пo величине).

 

Развитие органов чувств у детей младшего возраста идет очень быстро. Поэтому занятия по сенсорики являются основой познания мира ребёнком. Ребенка надо научить ощупыванию, рассматриванию предмета. Без взрослого ребенок усваивает знания поверхностно, стихийно. А с помощью сенсорного воспитания ознакомление происходит планомерно и последовательно.

Ведущим видом деятельности детей 3-4 лет является игра. На данном этапе игра — это главный источник развития ребенка. Поэтому сенсорное развитие детей идет через дидактические игры.

Что же такое дидактические игры?

Дидактические игры-это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. (В. Н. Кругликов, 1988)

Дидактические игры обязательно должны учитывать:

  • Возраст детей
  • Игры-занятия должны проходить для детей добровольно, с правом выбора.
  • Установление эмоционального контакта между ребенком и взрослым
  • Чтобы знания и навыки усвоились, необходимо многократно повторять материал.
  • Длительность занятий для 3-4 летних детей 10-15 минут
  • Занятия должны проходить интересно, в форме игры.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста: «Волшебный мешочек» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру, или отгадать какой предмет ты нащупал, или на ощупь найти пары одинаковых предметов), «Из каких фигур состоит...?» (по рисунку определить из каких геометрических фигур состоит предмет), «Найди в комнате предмет заданной формы» (формировать умения выделять форму конкретных предметов в окружающей остановке), «Какая фигура здесь лишняя?» (например, из четырех квадратов и одного треугольника, определить лишнюю фигуру), «Сравнить предметы по высоте», «Сравнить предметы по длине» (например, короткие и длинные веревочки), «Кубики» (подобрать одинаковые по цвету или по размеру кубики или другую геометрическую фигуру), «Собрать гирлянду» (собрать гирлянду из разноцветных фигур по образцу), «Угадай на вкус» (кусочки фруктов и овощей попробовать с закрытыми глазами и отгадать что это), «Чья рука?» (потрогать ладонь воспитателя, друга или мамы, папы и с закрытыми глазами отгадать, чья рука к тебе прикоснулась), «В какую коробку» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам, в зависимости от размера).

Важно также взаимодействие с родителями. Формы работы представлены на экране. Привлекла родителей беседа об особенностях сенсорного развития их детей и возрастных нормах. Понравилось участие в конкурсе «Очумелые ручки» по изготовлению игр и пособий по сенсорному воспитанию. И в группе появилась сенсорная собачка, объемные геометрические формы, коробки различных объемов, разнообразные самодельные бусы, корзиночки и т.д.

Включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям, но и формирует умения родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному и кропотливому процессу развития ребенка.

Через интересные игры, деятельность ребёнок учится общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии и желание взаимодействовать со сверстником, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок.

Таким образом, роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактические игры выполняют функцию-контроль над состоянием сенсорного развития детей. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определённой системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития, которое в свою очередь необходимо для интеллектуального развития ребенка, развития наблюдательности, внимания, воображения. Хаотичные представления о мире принимают упорядоченную структуру. То есть сенсорное развитие с помощью дидактических игр готовит ребенка к реальной жизни, готовит к обучению в школе, что и является одной из главных задач детского сада.

Просмотров: 180
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Гнедовская Надежда Геннадьевна. Образовательный проект «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей»
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Тельнова Анна Юрьевна. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
  • Букина Татьяна Валерьевна. Методическая картотека дидактических игр по математике «Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»
  • Барсукова Ольга Викторовна. Сенсорное развитие детей через дидактические игры
  • Кривенкова Наталья Валерьевна. Использование дидактических игр для сенсорного развития детей
  • Серебрякова Елена Петровна. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
  • Шеремет Е.А., Фадеева О.Н., Филиппова И.А.. Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Абдулова Елена. Семинар-практикум для родителей - 'Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры'
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Сальникова Елена Ивановна. Дидактические игры, как средство, способствующее сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
  • Дубова Алёна Рудольфовна, Суднева Елена Алексеевна. Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста (сделанные своими руками).
  • Смогленко Алеся Николаевна. Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего возраста
  • Каргополова Лидия Васильевна. Семинар-практикум для родителей на тему «Игры для сенсорного развития»
  • Светлана Келина. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Лучкова Елена Анатольевна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Кондукова Светлана Витальевна. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь