Долженко Светлана Анатольевна. Обрядовый праздник «Жаворонки» (подготовительная группа)

Обрядовый праздник «Жаворонки» (подготовительная группа)

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 им. Крупской».

Воспитатель: Долженко Светлана Анатольевна с. Красногвардейское. 2015 г.

Интеграции образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Музыка.

Цель:

  • Познакомить детей и родителей с традициями русского обрядового праздника «Жаворонки».
  • Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к народным играм.
  • Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
  • Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
  • Доставить детям и родителям радость в праздновании русского народного обрядового праздника.
  • Привлечь родителей к изготовлению «жаворонков» для чаепития.

Скачать материал

Материал: декорация для оформления зала. Русские народные костюмы для детей и взрослых, коромысло с тёмным и светлым ведром, жаворонки на палочках из солёного теста, жаворонки из сдобного теста для чаепития.

Предварительная работа: разучивание закличек, песенок, пословиц, поговорок, народных игр, прибауток. Изготовление жаворонков из солёного теста.

Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Усаживайтесь рядком, всё у нас пойдёт ладком. Здравствуйте, гости дорогие! Мир, покой тому, кто в нашем дому. Долго длилась зима на Руси, с нетерпением ждали прихода весны в старину. Чтобы весна быстрее пришла, её не просто ждали, а зазывали, закликали, в гости приглашали. Как это делали, мы вам сейчас покажем.

(звучит музыка, вбегают два скомороха: один одет по-зимнему, второй по – весеннему)

1-й скоморох: Здорово, приятель!

2-й скоморох: Здравствуй, брат. Что это ты так оделся тепло?

1-й скоморох: А ты почему так легко оделся?

2-й скоморох: Так уж, вроде, зима на исходе, весна к нам пришла. Надоела нам зима, надоели морозы! Зима на исходе, весна на пороге! В народе говорят: «Как зима не злится, всё равно весне покорится!»

1-й скоморох: Какая весна?! Глянь кругом-ещё снег лежит. А в лесу знаешь сколько снега! И медведь ещё в берлоге спит, лапу сосёт. Снежок летит, стоять не велит! В народе говорят: «В марте мороз на нос садится».

2-й скоморох: Снег лежит, да не тот — сырой и рыхлый. Да и сосульки с крыш капают. Есть такая поговорка: «Зима морозом весну пугает, а сама тает».

1-й скоморох: Да, с крыш капает, а за нос всё равно цапает!

2-й скоморох: Ну как тебе доказать, что по всем срокам весна наступила? Придётся позвать своих помощников. Прокоп да Василий, идите сюда!

(выходят два мальчика в русских народных костюмах)

Прокоп: Я, Прокоп – дорогорушитель, 12 марта- мой день. Первое тепло я людям приношу. Снег оседает, рыхлым становится. На санях ехать-не проедешь, а на телеге ещё рано. Мой день все любят: как не любить, снег тает, весну зовет.

Василий: Меня зовут Василий – капельник. Мой день- 13 марта. В народе так говорят: на Василия – капельника со всех крыш сосульки плачут.

Снег в лесу. Сугробов много,

Но звучит синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает капель.

2-й скоморох: Что, приятель, убедился, что весна рядышком ходит?

1-й скоморох: Да, и правда, зима кончается, надо идти весну встречать. Пойдем, поможешь мне зимнюю одежду снять.

2-й скоморох: Пойдем.

Воспитатель: Ушли скоморохи весну встречать и нам пора. Хотя ещё морозы бывают, да и снег идет, но всё это прощальные приметы зимы. В народе говорят: «Март у зимы шубу купил, да через три дня её продал». Весна-то рядышком ходит. Главная её примета-дни всё длиннее становятся. Хотите, чтобы весна к нам пришла?

Дети: Хотим!

Ведущий: Тогда давайте её закликать, в гости приглашать.

Ребёнок: Выходи, народ!

Становись у ворот!

Зиму провожать,

Весну закликать!

(дети встают и идут по кругу).

Дети: Весна! Весна! Проснись ото сна! Приди, весна, с радостью! Приди, весна, с милостью! Со льном высоким, с корнём глубоким, с хлебом обильным. Весна! Весна! Проснись ото сна!

(под русскую мелодию входит Весна, она несёт коромысло с двумя ведрами: одно темное, другое светлое)

Воспитатель: Идёт матушка-весна! Отворяйте ворота!

Весна: Здравствуйте, мои дорогие друзья! Услышала я, как вы меня закликали вот и пришла к вам.

Дети: Здравствуй, милая Весна!

Ребёнок: Весна — красна, а что ты нам принесла?

Весна: Принесла я вам коромысло непростое. Видите, на нём два волшебных ведёрка. В первом – тёмная ночь, во втором – светлом, ясный день живёт.

Воспитатель: Ой, как интересно! А какое же ведёрко легче, а какое тяжелее?

Весна: Сейчас оба ведёрка по весу сравнялись. День равен ночи: 12 часов дню отведено, 12- ночь забирает. А дальше светлое ведро будет всё тяжелее, потому что день расти начнёт.

Воспитатель: Кто же тебе помогает, Весна-красна?

Весна: Конечно же, ясно солнышко. Трудится оно без устали, греет землю озябшую.

Воспитатель: А мы, знаем игру. (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Дети: Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.

Воспитатель: Весна, а давай мы с ребятами солнышко позовём?

Весна: А как вы его позовёте?

Воспитатель: Обратимся к солнышку с просьбами, с поклонами! Позовите, ребята, солнышко!

Ребёнок: Солнышко, солнышко!
Золотое зёрнышко!
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры!

(все кланяются)

Ребёнок: Солнышко-вёдрышко,
Красное колоколнышко!
Прикатись к нам на проталинку,
Сядь на кочку, на пенёк,

Погости у нас денёк!

(дети кланяются)

Ребёнок: Гори, солнце, ярче-
Лето будет жарче!
А зима теплее,
А весна милее!

(все кланяются)

Ребёнок: Солнышко, покажись,
Красное, снарядись,
Поскорей, не робей,
Нас, ребят, обогрей.

(все кланяются, звучит музыка входит солнце девочка)

Ребёнок: Засияло солнце ярко.
Солнышко пришло с весной!
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, лучик золотой!

Солнце: Ярче вы, лучи сияйте
И земельку согревайте!
Зеленейте стебельки,
Расцветайте, все цветки!

Из-за моря вереницей
Поскорей вернитесь, птицы!
Воспитатель: Сегодня праздник Солнца и Весны,
Нет праздника чудесней.

Давайте встретим праздник мы,
Весёлой, звонкой песней!

Хоровод «Весняночка»

Воспитатель: Чтобы зима быстрее уходила, люди задабривали её. Для этого лепили из глины фигурки домашних животных и птиц, а затем выставляли их за окошко. Из птичек чаще всего лепили петушка. Считалось, что весной петушок — самый главный из них. Знаете, почему? Утром песенку петушок запел, значит солнышко взошло. Любили птиц русские люди, с нетерпением ждали их прилёта. В старину верили, что весна потому и наступает, что её птицы приносят. В домах пекли из теста вкусных ароматных жаворонков. Птичек этих раздавали детям, те насаживали их на палки, бежали на улицу и громко кричали, зазывали птиц. Давайте и мы сейчас возьмём жаворонков и закличем их к нам.

(дети берут жаворонков на палках и под музыку встают врассыпную)

Ребёнок. Жаворонки, прилетели!
Студёную зиму унесите!
Тёплую весну принесите.
Зима нам надоела-

Весь хлеб у нас поела!
Нет ни хлеба, ни картошки,
Самовар стоит на окошке.
Чай я выпил, сахар съел,

Самовар на кол надел.
Ребёнок. Уж ты, пташечка, ты залётная,
Ты слетай на сине море,
Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отопри лето.
Ребёнок. Ой, вы, жаворонки, жаворонки!
Летите в поле
Несите здоровье,

Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
Ребёнок. Чувиль – чувиль, жавороночек!

Прилети к огням,
Принеси ты нам
Весну – красну,
Красно – солнышко,

Тепло летушко зеленоокое!

Ребёнок. Жаворонки прилетайте,
Зиму белу прогоняйте,
Весну красну созывайте.
Землю нашу одевайте,

Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте.

Воспитатель: Закликав птиц, дети сажали жаворонков на плетень, на крыши сараев, вешали на веточки деревьев. Прилетевшие птицы склёвывали их. А в некоторых семьях делали так: запекали в одну птичку монетку. Тот, кому она доставалась, считался самым счастливым в этом году.

Весна. На Руси всегда играли в весёлые игры. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Гори-гори ясно». И так, отворяю ворота ключиком, замочком, шелковым платочком…

Р.н. и. «Гори-гори ясно».

Воспитатель: Ребята, мы встретились с Весною,

О ней мы все узнали.

Хочу, чтоб о весне прекрасной

Родным вы дома рассказали!

Весна: Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому. А сейчас в самый час, всем на удивленье, заварить душистый чай да отведать угощенье.

Просмотров: 451
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Васильева Ирина Евгеньевна. «Весна, весна, поди сюда!
  • Бондарчук Ксения Сергеевна. Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. «Весна, весна на улице, весенние деньки»
  • Савастьянова Екатерина Евгеньевна. Конспект Занятия на по ООД Познавательное развитие На тему: «Что весна нам принесла?»
  • Анагнастопуло Мария Алексеевна. Конспект занятия во второй младшей группе «Весна, весна красная»
  • Антонович Ольга Анатольевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности (дети 5-6 лет) «Весна стучится в двери к нам»
  • Соляник Юлия Николаевна. Сценарий музыкального фольклорного праздника «Прощай, Зима! Здравствуй, Весна!» для детей старшего дошкольного возраста
  • Суворова Н.П. Кузьмина Н.В.. Конспект ООД «Вот и к нам Весна пришла!»
  • Чмель Татьяна Викторовна. Конспект развлечения «К нам Весна — Красна Пришла!» для средней группы
  • Баширова Фрадия Фаритовна. Проект «К нам пришла Весна!»
  • Панфилова Ирина Ивановна. Сочинение 'К нам пришла весна'
  • Руслана Рустемовна Кириенко. НОД для детей старшего дошкольного возраста 'К нам пришла весна'
  • Карпачёва Алла Владимировна. Методическая разработка НОД по интегрированного итогового занятия для детей среднего дошкольного возраста «Весна в гости к нам пришла»
  • Гимранова Эльвира Альтафовна. Конспект занятия «Пришла весна, прилетели птицы».
  • Шибалова Надежда Алексеевна. Конспект досуга в старшей группе «Пришла весна, прилетели птицы»
  • Мухарева Любовь Анатольевна. Праздник «В гости нас Весна зовёт».
  • Вахитова Наталья Александровна. Конспект образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна»
  • Зимнухова Татьяна Валентиновна. Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна».
  • Шатайло Оксана Васильевна. Техкарта «К нам весна шагает»
  • Завьялова Татьяна Николаевна. Фольклорный досуг с элементами русской народной сказки «Как Весна Зиму поборола» для детей среднего дошкольного возраста
  • Редактор. Весна - красна, сборник стихотворений для детей о весне
  • Светлана Садреева. Конспект НОД по окружающему миру «Весна- как это прекрасно!»
  • Митичкина Елена Яковлевна. Конспект весенней прогулки Тема: «К нам весна шагает…».
  • Ившина Елена Николаевна. Конспект интегрированного занятия математической направленности «К нам весна шагает»
  • Инна Эльбрусовна Исаева. Сценарий 8 Марта 'А, у нас весна!'
  • Татьяна Григорьева. НОД по обучатению связному последовательному рассказу 'Весна и солнце'
  • Яхина Галина Александровна. План-конспект проведения экскурсии с детьми подготовительной к школе группы «Весна пришла, Весне дорогу…»
  • Кисленко Е. В. Рашева М.А.. Конспект непосредственно образовательной деятельности по физкультурно-познавательному развитию в подготовительной логопедической группе «Весна пришла — радость принесла»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Редактор. День именинника - Весна



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь