Главный Редактор. Самооценка первокласников

Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению

Автор(ы): Кислицкая Л.А.

Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320с.

В нашей работе исследуются особенности самооценки первоклассников в зависимости от степени их психологической готовности к школьному обучению. Под психологической готовностью к школьному обучению мы понимаем «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников».



Для выявления уровня психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению мы использовали диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению, разработанную Н.И. Гуткиной. Эта методика позволила выявить уровень развития мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер первоклассников. Для исследования самооценки детей использовалась методика Дембо-Рубинштейн, но в нашем исследовании была изменена процедура проведения методики в связи с тем, что эксперимент проводился с первоклассниками, а не с подростками и были внесены изменения в количество и содержание шкал.

Исследование проводилось в два этапа: в начале учебного года (определение психологической готовности к школьному обучению) и в середине второго учебного полугодия (исследование самооценки) в нескольких московских общеобразовательных школах. Испытуемыми были учащиеся первых классов, в общей сложности 228 первоклассников.

На первом этапе эксперимента по результатам обследования детей на психологическую готовность к школьному обучению были выделены две группы учащихся. Первую группу составили дети, показавшие высокую степень психологической готовности к школьному обучению (60 человек). Вторая группа состояла из детей, показавших низкий уровень психологической готовности к школе по всем исследуемым сферам психического развития (65человек).

На втором этапе исследования с выделенными группами учащихся была проведена методика Дембо-Рубинштейн. Ребят просили оценить уровень развития у себя тех или иных качеств, поставив значек-пометку на предложенных вертикальных шкалах. Первая батарея шкал больше направлена на оценку качеств, важных в учебной деятельности (понятливый, способный, умный, и т.п.), вторая часть шкал направлена на оценку качеств личности (добрый, смелый, ласковый и т.п.).

По результатам проведенного исследования можно сказать, что дети, не готовые к школьному обучению, показали в среднем более высокий балл по самооценке – 90 баллов (из 100 предусмотренных методикой), чем первоклассники, готовые к школьному обучению – 78 баллов.

При этом в группе, не готовых к школе детей, ярко проявился более высокий разброс показателей самооценки: дети чаще прибегали к использованию крайних значений (0 или 100) и даже выходили за пределы шкалы (120 и т.п.), чем готовые к школе сверстники. В связи с этим средние значения высчитывались по медиане. Медианой для всего множества показателей самооценки не готовых к школе учащихся явилось значение равное 100, для группы готовых к школе детей - медиана равна 85. Достоверность полученных расхождений в уровне самооценки между выделенными группами учащихся проверялась по t-критерию Стьюдента. Различия по высоте самооценки между группами готовых и не готовых к школе первоклассников достоверны на 1% уровне значимости.

Е.З. Басина (1988) в своем исследовании показала, что почти все старшие дошкольники оценивают себя максимально высоко и считают себя самыми добрыми, умными и т.п. При этом на границе дошкольного и младшего школьного возраста у детей возникает тенденция оценивать себя адекватно. Так, по мере прохождения кризиса семи лет у ребенка возникает представление о себе реальном, и показатели самооценки несколько снижаются. В нашем исследовании средний показатель самооценки в группе первоклассников, не обладающих психологической готовностью к школьному обучению, очень высок, что может указывать на преобладание у детей дошкольного уровня самооценки.

В группе детей, готовых к обучению в школе, средний показатель самооценки значимо ниже, что свидетельствует о формировании более адекватной самооценки и соответствует возрастным закономерностям формирования образа Я в младшем школьном возрасте.


Просмотров: 413
Категория: Подготовка к школе




Другие новости по теме:

  • Лазаренко Татьяна Александровна. Консультация для педагогов «Компоненты психологической готовности дошкольников к школьному обучению»
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Гладкова Мария Евгеньевна. Моделирование программы народных игр, направленной на формирование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Редактор. Компоненты психологической готовности к обучению в школе
  • Прохорова Галина Николаевна. КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
  • Якубенок Татьяна Владимировна. «Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению»»
  • Георгиева Лариса Сергеевна. Тематический план по формированию мотивационной готовности к школьному обучению через игру
  • Смирнова Ольга Сергеевна. «Подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению»
  • Васильева Алина Владимировна. Конспект образовательной деятельности подготовки детей к школьному обучению для детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимодальных арт-технологий «Знакомство с Лесной школой»
  • Юлия Бурыхина. Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
  • Макарова Светлана Андреевна. Готовность к школьному обучению.
  • Ситдикова Лала Бариевна. Педагогическая статья из опыта работы: «Пути формирования произвольности поведения на этапе перехода к школьному обучению».
  • Надежда Репина. Волевая и нравственная готовность к школьному обучению.
  • Рогова Наталья Николаевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
  • Кочетова Любовь Викторовна. Презентация 'Готовность к школьному обучению'
  • Савостьянова Екатерина Владимировна. Подготовка ребенка к школьному обучению дома и в детском саду
  • Курбанова Сабина Азиз кызы Нарцызова Наталья Николаевна. Формирование готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет.
  • Елена Вербнякова. Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Михляева Дарина Владимировна. ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА
  • Елена Кривошеева. Доклад «Предметно - развивающая среда как средство психологической готовности детей к школе»
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. Круглый стол «Мотивационная готовность – как один из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе»
  • Шемет Елена Александровна. Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе»
  • Сапарова Елена Николаевна. Компоненты готовности к обучению в школе
  • Юшкова Светлана Ивановна. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие адекватной самооценки у старших дошкольников
  • Кирсанова Наталья Викторовна. Физическая подготовленность как компонент готовности к обучению в школе.
  • Барышенская Ольга Вячеславовна. Коммуникативная компетенция как основной фактор готовности к обучению в школе
  • Рыбакова Светлана Петровна. Конспект итогового занятия по обучению грамоте: «Путешествие по Стране Знаний» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня
  • Шевченко Оксана Анатольевна. Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
  • Федичкина Наталья Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Предложение, состоящее из трех и более слов с прямым дополнением» с использованием программно-дидактического комплекса Логомер



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь