Гладкова Мария Евгеньевна. Моделирование программы народных игр, направленной на формирование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению

Моделирование программы народных игр, направленной на формирование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п.г. т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области структурное подразделение «детский сад Березка»

выполнила воспитатель Гладкова Мария Евгеньевна

С целью разработки экспериментальной программы нами были отобраны такие игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Играя в игры такого характера у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, внимание. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

 

Скачать программу

Программа использует потенциал досуга с его широкими просветительскими, познавательными, творческими возможностями, развивает общую культуру ребенка. Дает возможность познакомить детей с разнообразным миром устного народного творчества, различными видами игр, их особенностями и правилами, историей возникновения. Обучаясь по данной программе, дети не только знакомятся с устным народным творчеством, забытыми играми, но и приобретают организаторские качества, выраженные, ни сколько в знании разнообразных игр, а в умении провести их среди сверстников в рамках правил и требований каждой игры.

Игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Она призвана донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры.

Использование народных игр в практике ДОУ способствует развитию познавательной и мыслительной сферы дошкольников.

Цель экспериментальной программы: развитие интеллектуальной готовности и познавательных процессов у дошкольников средствами народной игры.

Задачи:

  • развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;
  • формирование и развитие произвольных психических функций (внимание, мышление, память);
  • развитие наглядно-образного и наглядно – действенного мышления;
  • формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);
  • формирование новой социальной позиции: общение и совместная деятельность с педагогом и сверстниками;

Принципы систематизации народных игр:

  • Принцип ориентировки на ведущие идеи народной педагогики;
  • Принцип разнообразия народных игр;
  • Календарно-тематический принцип;
  • Принцип традиционности;
  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип учета возраста;
  • Принцип комплектности, т.е. связи с другими средствами народной педагогики;

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста 5,5-7 лет, игры могут проводиться, как фронтально со всеми детьми группы, по подгруппам (10-12 детей), один — два раза в неделю. Длительность игрового занятия 30 минут.

Содержание программы «Народная игра» включает следующие блоки:

В 1 блок – входят игры ориентированные на снятие у детей напряженности, стимулирования их познавательной активности, создание позитивного настроя на взаимодействие друг с другом.

Таблица №1

Содержание I блока программы

Название народной игры, ее вид Содержание игры

«Циклоп» Играющие становятся в круг, ведущий выходит на середину. Задача играющих — установить контакт с товарищем на противоположной стороне круга только с помощью взгляда. Как только двое установили зрительный контакт, они должны одновременно поменяться местами, перебежав через середину круга. Ведущий, в сою очередь, внимательно наблюдает за играющими и старается догадаться, кто взглядом договаривается о перемене мест. Тот из игроков, кто не успел встать в круг, становится новым ведущим.

«Рука к руке» Для игры можно взять нечетное количество игроков, если водящего брать из ребят. Ребят делят на первый-второй, каждый первый должен запомнить рядом стоящего второго. Образовывают два круга из первых и вторых номеров. Под музыку два круга движутся в противоположных направлениях и как только музыка останавливается, дети должны найти свою пару и выполнить команду. Во время музыки объявляется: "Мизинец к мизинцу", "Пятка к пятке", "Ухо к уху", "Спина к спине" и т.п., кто замешкался меняется с водящим местами. Или в этом варианте объявляет пока наставник, а вот во втором варианте водящий — из ребят. 2-й вариант. Теперь пары не фиксированные и каждый раз меняются. Водящий после объявления и окончания музыки сам выбирает пару, а оставшийся без пары — водящий.

«Похвали другого» Сидя в кругу, все берутся за руки, глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

(Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами).

«Колечко»

Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:

Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте – ка, ребята, где золото упало?»

Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:

Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдет,
Тот колечко найдет!

Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру

«Дятел»

Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки подходят с дятлом к дереву и поют:

Ходит дятел по пашнице,
Ищет зернышко пшеницы,
Не нашел и долбит сук,
Раздается в лесу стук.
Тук-тук-тук!

После этого дятел берет палку и считая про себя, стучит по дереву задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым дятлом и игра повторяется.

«Дедушка Мазай»

Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют:

Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем!

После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.

«Поводырь» Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мальчики, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девочки. Через какое-то время по свисту они начинают разбирать мальчиков– любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут мальчика за руку и ведут по кругу, мальчик все это время идет с закрытыми глазами. Желательно, чтобы количество девочек и мальчиков

совпадало, чтобы никто не оставался одиноким. По сигналу ведущего девочки аккуратно выстраивают мальчиков снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза мальчиков снова ставят во внутренний круг, разрешается открыть глаза. Происходит «подележка». Мальчики описывают свои ощущения, называют, кто из трех девочек им понравился и кого они хотели бы увидеть. Далее во внутренний круг с закрытыми глазами встают девочки, а мальчики образуют внешний, и все повторяется.

В блоке I подобраны игры для преодоления неуверенности в себе, снятие у детей напряженности, стимулирования их познавательной активности, создание позитивного настроя на взаимодействие друг с другом.

Дополнительно предлагается работа с пиктограммами, с изображением лиц, выражающих разные эмоции: игра-лото «Эмоции», дидактическая игра «Отгадай мои эмоции», «Книга настроений», которые знакомят детей с разными эмоциональными проявлениями (Приложение).

Рекомендуется проигрывание сказок по ролям для снятия эмоционального напряжения, что способствует уверенности в себе, а также проведение релаксационных упражнений. Для профилактики эмоционального перенапряжения у детей дошкольного возраста мы предлагаем проводить занятия по изодеятельности, т. к. они являются проекцией внутреннего мира ребёнка.

Второй блок содержит игры, характеризующие осведомленность, в них содержится информация о животном мире, мистических персонажах, народных праздниках, традициях, ремесле, узорах, посуде и т.д.

Таблица №2

Содержание II блока программы

Название народной игры, ее вид Содержание игры

«Четвертый лишний» Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность. Материал: 3-4 карточки с их изображением одного промысла и одна — любого другого. Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор. Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

«Съедобное – не съедобное» Дети садятся в круг. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его ( «съесть»). Когда слово обозначает несъедобные предметы, мяч не ловится. Ребенок не справившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово другому ребенку и бросает мяч.

«Угадай по голосу» Выбирают водящего, ему завязывают глаза. Дети становятся в круг (водящий – в центр круга) и идут вправо или влево, напевая:

Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто назвал тебя, узнай.

Во время движения ведущий-взрослый должен дотронуться до какого-нибудь ребенка. После окончания песенки этот ребенок зовет водящего по имени, изменив голос. Если водящий узнает ребенка и правильно назовет его имя, он становится водящим, а если нет – игра продолжается с тем же водящим.

«Назови правильно» Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ. Материал: карточки с изображением народных промыслов. Игровые правила: дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен

«Укрась поднос» Закреплять знания о росписи – ее колорите, составными элементами; учить располагать узор; развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству. Материал: трафареты подносов разной формы, вырезанные из картона, различные цветы, литья по размеру, форме, цвету. Игровое правило: брать по одному элементу.

«Водяной» Дети становятся в круг, не берясь за руки. Водяной (ведущий) присаживается в центре круга с завязанными глазами, Дети идут по кругу друг за другом.

Водяной, Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди хоть на чуточку,
На одну минуточку.
Выйди хоть па целый час.
Все равно не знаешь нас.

Затем Водяной подходит к одному из детей и, ощупывая его руками, пытается отгадать имя ребенка. Если угадал, то Водяным становится этот ребенок.

«Кухня» Каждый из играющих выбирает себе имя по назначению каких-либо кухонных принадлежностей: вилка, кочерга, чашка, нож и т.д. Водящий обращается с вопросами ко всем по очереди, те должны отвечать ан любой вопрос только своим именем. Если отвечающий засмеется или скажет невпопад, то он становится водящим.

«Воробей» Играющие, называются кустарниками или деревьями (например, яблоня, берёза, шиповник).

Водящий начинает:

- Чив, чив, сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню. «Яблоня» продолжает говорить:

- Чив, чив, сидел воробей на яблоне, слетел воробей на берёзу. И так

далее. За медлительность и рассеянность с прозевавшего берётся фант. Фантыразыгрываются обычным порядком.

«Жаворонки» Выбирается «жаворонок», у него в руках колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нём. Все говорят:

В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдёт,
Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком». Потом колокольчик можно прятать в любом месте группы или участка.

«Лягушки на болоте» С двух сторон очерчивают берега, в середине — болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки
В воду прыгают лягушки.
Стали квакать из воды:
Ква-ке-ке, ква-ке-ке
Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

«Лошадки» Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал педагога "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" — обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд

«Капуста» Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

«Гуси» Дети делятся на 2-ве команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед. По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

«Бой петухов» Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра «Гуси». Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

«Бабка Ежка»

Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка — Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала,
А потом и говорит:
— У меня нога болит.
Пошла она на улицу -
Раздавила курицу.
Пошла на базар –
Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.

«Земля – вода – небо»

(или «Зверь – рыба – птица»)

В первом и втором вариантах названия угадывается соответствие: небо – птицы, вода – рыбы и т.д. Играющие садятся или становятся кругом лицом к центру. В середине круга – ведущий с мячом.

Ведущий произносит одно из слов названия игры и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Тот ловит мяч, называет соответствующее животное, например, лису или медведя на слово «зверь» ( «земля»), и возвращает мяч ведущему. Если участник игры не успел назвать или неправильно назвал животное, не сумел поймать мяч, то он выбывает из игры. Ведущий кидает мяч новым игрокам, стараясь всех держать в напряжении в ожидании мяча и необходимости быстро назвать нужное животное. Мяч можно дважды кинуть одному и тому же играющему.

«Ткачиха» Две шеренги, плотно переплетясь руками стоят напротив друг к другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 «челнока» навстречу друг другу по правой стороне коридора каждый. По команде все начинают петь речитатив:

Я весёлая ткачиха,
Ткать умею лихо, лихо.
Ай, лю-ли, ай, лю-ли,
Ткать умею лихо, лихо!

Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время "челноки" должны проскочить. Если не успевают, то "заткали ниточку « (плохо ткут). Когда «челноки» пробежали присоединяются к «деревне» встают в шеренгу.

«Веснянка» Выбирается Весна. Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота.

Все дети говорят:

Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май -
Сколько хочешь гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

«Кружево» Из играющих детей выбирают двоих: один «челнок», другой — «ткач». Остальные дети становятся парами, лицом друг к другу, образуя полукруг. Расстояние между парами 1—1, 5 м. Каждая пара берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота». Перед началом игры «ткач» становится у первой пары, а «челнок» — у второй и т. д. По сигналу учителя (хлопок, свисток) или по его команде «челнок» начинает бежать «змейкой», не пропуская ни одних ворот, а «ткач», следуя его путем, пытается догнать его.

Если «челнок» успеет добежать до последней пары полукруга и не будет пойман, то он вместе с «ткачом» становится последней парой, а игру начинает первая пара, распределив роли «челнока» и «ткача».

Если «ткач» догоняет «челнок» и успевает «запятнать» его прежде, чем он достигнет последней пары, то сам становится «челноком», а игрок, бывший «челноком», идет к первой паре и выбирает из двоих себе пару. С этим игроком он образует пару в конце полукруга, а оставшийся без пары становится «ткачом».

Методические рекомендации к блоку II: Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольника всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром. Поэтому при проведении игр данного блока необходимы предварительные беседы, рассматривание народных атрибутов, посещение музеев и выставок, что способствует осведомлению дошкольников о народных промыслах, предметах быта старины, животном мире, мистических персонажах, народных праздниках, традициях.

Тихонова М.В. и Смирнова Н.С. в своей книге "Красна изба..." предлагают организацию специальной среды в дошкольном учреждении, попадая в которую ребенок может почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть с предметами народного быта, организовать самостоятельную игровую деятельность.

Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводить игры и упражнения, полезные для детского ума — это загадки: "Кто и что это?", "Я загадаю, а ты отгадай", "Подскажи словечко".

Игры третьего блока ориентированы на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление).

Таблица №3

Содержание III блока программы

Название народной игры, ее вид Содержание игры

«Растеряхи» Игроки становятся в ряд, держа друг друга за руки и образуя таким образом цепь. Один из них — стоящий в конце ряда и более сильный «вожак» начинает бежать, увлекая за собой других, при этом постоянно и неожиданно поворачивает то в одну, то в другую сторону. Такие же движения приходится делать и всем остальным игрокам. Те, кому это не удастся, отрываются от цепи и выбывают из игры.

«Малечина –калечина» Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят:

Малечина-калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До летнего?

После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев. Водящий считает: «Раз, два, три... десять!» Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку. Палку можно держать по-разному:

  1. На тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове.
  2. Удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут к начерченной линии.
  3. Держат одновременно две палки, одну на ладони, другую на голове.

«Золотые ворота» Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй — запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

«Уголки» Для этой игры нужно нарисовать четырехугольник. Участников 5 человек, один из них водящий, а четверо занимают уголки. Водящий подходит к одному из игроков и говорит: «Кумушка, дай ключи!» Стоящий в углу отвечает: «Иди, вон там постучи!» В это время остальные игроки перебегают из угла в угол. Если водящий успеет занять угол, то на его место встает игрок, который остался без угла.

«Ручеек» Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

«Салки» Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»

Игра повторяется.

«Мороз – красный нос» На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий — Мороз-Красный нос.

Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

«Цепи» Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:

- Цепи, цепи, разбейте нас!

- Кем из нас? – отвечает другая

- Стёпой! — отвечает первая

Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

«Коршун» Среди игроков распределяются роли. Один из них становится «коршуном», другой «курицей», все остальные «цыплята». «Цыплята» выстраиваются в колонну по одному за «курицей», держась за пояс друг друга. Игра начинается

с диалога:

- Коршун, коршун, что с тобой?

- Я ботинки потерял.

- Эти? ( «курица», а в след за ней «цыплята» выставляют в сторону правую ногу.

- Да! – отвечает «коршун» и бросается ловить «цыплят».

«Курица» при этом старается защитить «цыплят» не толкая при этом «коршуна». Пойманный «цыпленок» выходит из игры. Вариант: Пойманный «цыпленок» становится «коршуном»

«Жмурки» Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре, бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих.

Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».

«Испорченный телефон»

(Старое название игры – «Слухи»)

В игре принимают участие 8-10 человек. Дети садятся в ряд или полукругом. Одного выбирают ведущим. Он садится первым и придумывает слова или фразу. Эту фразу ведущий шепчет соседнему игроку на ухо. Тот передает услышанное следующему по порядку и т.д. Передавать фразу надо на ухо так, чтобы другие не слышали. Говорить следует отчетливо, не искажая слов нарочно. Нарушивший это садится последним в ряду.

Затем ведущий подходит к последнему в ряду играющему и просит произнести то, что ему передали. Почти всегда с первоначальной фразой происходят изменения, потому что игрок не всегда хорошо может расслышать слово и заменить его сходным по звучанию. Чтобы выяснить, кто первым исказил фразу, просят повторить, что он услышал, не только последнего в ряду, но и второго от края. Первый исказивший слово пересаживается в конец ряда. На освободившееся место садится ведущий. Новым ведущим становится тот, кто оказался в начале ряда. Если фраза или слово воспроизведены без ошибок, ведущим остается прежний игрок.

«Чепуха» Выбирается водящий, который отходит в сторону. Участники игры загадывают любые предметы. Приходит водящий и задаёт участникам вопросы, в ответ на которые игроки должны назвать задуманный предмет.

Играющий, чей ответ более других подошёл к заданному вопросу, становится водящим.

Для развития познавательных процессов (память, внимание, мышление) рекомендуем использовать такой прием, как прослушивание народной музыки и сказок в аудиозаписи. Это помогает детям вдуматься в характер героев, развивает воображение и мышление.

Рекомендуем использовать пословицы и поговорки в режиме дня. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни учатся самостоятельно их применять: «Семеро одного не ждут», «Поспешишь — людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: «Весна красна цветами, а осень богата плодами», «Март с водой, апрель — с травой» и другие.

Изучая пословицы о труде, необходимо привлекать детей к помощи в создании картотеки пословиц и поговорок. В детском саду вместе объясняя их смысл, учиться понимать, в каких ситуациях можно их применять.

Необходимо знакомить детей с народным месяцесловом — земледельческим народным календарем. Многолетний опыт русских людей, любовь к природе, всевозможные метеорологические и агрономические знания в красочной форме пословиц и поговорок дошли до сегодняшних дней в книги «Народный месяцеслов» Г.Д. Рыженков. Дети наблюдают явления природы на прогулках, отмечают изменения погоды, стараются запомнить приметы, пословицы, старинные названия месяцев: «Июнь – разноцвет», «Октябрь – грязник», «Февраль – вьюговей» и другие.

Планирование разделов экспериментальной программы строится с учетом народного календаря. При этом в каждом разделе подобраны игры на каждый компонент интеллектуальной готовности к школе.

При реализации программы используются различные методы обучения:

  • словесные – рассказ, объяснение нового материала;
  • наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
  • практические – апробирование новых игр.

Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение новых игр, написание заметок, оформление стенгазеты. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между воспитателем и детьми, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в работе.

Таблица 4

Тематическое планирование программы «Народная игра»

месяц неделя тема недели Содержание Формы и методы работы Работа с родителями

Познавательные процессы Осведомленность детей Познавательная активность

сентябрь 1-2 Знакомство с русскими народными играми и праздниками «Жмурки» «Съедобное-несъедобное» «Комплименты» Беседа с детьми о русских народных играх, правилах их проведения. Повторение знакомых подвижных игр. Рассказ о празднике Семенов день, о народных приметах и обычаях связанных с ним. Презентация семейных альбомов «Старины прекрасное мгновение», показ мод «Бабушкин чемодан»

3 Учимся играть «Прялица» «Угадай по голосу» «Рука к руке» Разучивание считалочки «Ох, ох, Маша сеяла горох». Рассматривание сундука с разного рода принадлежностями (одежда, обереги, пояса и т. д.).

4 На осенний на лужок выходи играть дружок «Ручеек» «Гуси» «Дедушка Мазай» Разучивание считалок: «Шла кукушка», «Катилось яблочко…» Изготовление атрибутов в для украшения березки.

Изготовление оберегов

октябрь 1 Веселый капустник «Малечина-калечина» «Капуста» «Колечко» Разучивание считалок: «Шла кукушка», «Катилось яблочко…» Ди «Укрась избушку узором». Экскурсия в музей «Русская изба», совместный праздник «Капустная вечеринка»

2 Покров «Золотые ворота» «Четвертый лишний» Толкование праздника. Закрепление речевого материала. Познакомить детей с предметами быта (стол, лавки, люлька, сундук и др.); рассказать об их значении; о том, что в избе есть красный угол.

3 Посиделки «Салки» «Назови правильно» «Циклоп» Рассказ о традиции посиделок. Разучивание потешек: «Как у бабушки Варвары», «Дождик лей, лей…».

4 Обрядовые куклы «Уголки» «Ткачиха» «Повадырь» Изготовление и обыгрывание тряпичных кукол. Знакомство с колыбельными песенками, пестушками.

Ноябрь 1 Игры — забавы «Чепуха» «Садовник» «Угады» Рассказ об играх-забавах, их значении.

Разучивание считалок: «Зайка-трусишка», «За морями, за лесами» Конструирования макета избы по плану из деревянного строителя. Ди «Построй избу», «Помоги плотнику». Экскурсия в музей «Русская изба» Конкурс по изготовлению русской избы из бросового и природного материала

2 Кузьминки – по осени поминки «Ворон и куры» «Курочка» «Кузнецы»

Рассказ о традициях праздника.

Заучивание песенки «Во кузнице» Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». Развлечение «Кузьминки с Алинкой»

3 Русское гостеприимство «Испорченный телефон» ( «Слухи») «Земля-вода-небо» или «Зверь-рыба-птица» «Барыня» Познакомить детей с традиционным русским гостеприимством. Разучивание прибауток, потешек о гостеприимстве. Изготовление из соленого теста каровая.

4 Осенняя ярмарка «Перебежки» «Патока с имбирем» «Где был Иванушка» Беседы с детьми о проведении русских ярмарок, знакомство с персонажем Петрушка. Разучивание дразнилок, потешки «Бабушка Ульяна».

декабрь 1 Зима в гости пришла, свои забавы принесла «Два Мороза» «Лошадки» «Как на тоненький ледок» Беседы с детьми о зиме, о ее приметах.

Разучивание прибаутки «Ты мороз, мороз, мороз…».

Изготовление построек из снега на участке группы. Изготовление праздничных открыток, атрибутов для новогоднего праздника, привлечение родителей к изготовлению построек из снега на участке группы

2 Игры — загадки «Иван-косарь» «Краски»

«Летает — не летает» Отгадывание загадок, чтение небылиц.

3 Пришла Коляда – отворяй ворота «Гори, гори ясно»

«Холодно – горячо» «Колядки» Рассказ об обычаях колядования.

Разучивание песенки-колядки «Пришла коляда».

Январь 3 Святочный вечерок «Прялица». «Дрема» «Баба Яга» Рассказ об обычаях, традициях, проводимых в Святочные вечера. Изготовление святочных масок. Лепка из глины: «Барыня». Рисование: Украсим «Барыне сарафан» (дымковская роспись). Ди «Приготовь кашу».

Развлечение «Гадай, гадай, девица!» с использованием святочных масок-самоделок

4 Чудеса – Кудеса! «Обмани чертят» «Водяной» «Чур, меня!». Знакомство с мистическими персонажами домовым, водяным и лешим, традициями их почитания. Лепка из пластилина мистических героев.

Февраль 1 Зимние забавы «Растеряхи» «Купи бычка!» «Царь горы», «Штурм снежной крепости» Разучивание зимних потешек: «Уж ты Зимушка-зима», «Как по снегу, по метели»

Презентация народных песен «Эх разгуляй душа»

Выпекание из теста жаворонков, праздничного кулича

2 Весенние заклички «Солнышко-ведрышко»

«Ткачиха» «Веснянка Рассказ о празднике Сретенье. Заучивание весенних закличек. Коллективная работа из глины «Праздничный стол».

3 Игры — шутки «Мороз-красный нос» «Фанты» «Дедушко-медведушко»

«Барыня» Разучивание прибаутки «Потерял мужик дугу». Обратить внимание детей, какие блюда готовили в старину, что они отличаются от современных блюд; способ их приготовления

Матр 1 Веселая масленица «Гори, гори ясно»

«Горелки» «Лапти»

«Водить козла» Знакомство с масленой неделей.

Разучивание песен, потешек, закличек. Рисование «Едет Масленица». Чтение русской народной сказки «Каша из топора». Рассматривание иллюстраций с изображением масленичных гуляний. Изготовление книжек-малышек «Небылицы», развлечение «Масленица».

2 Игры — драматизации «Жмурки» «Кружево» «Коза»

«Стоит в поле теремок» «Репка» Чтение русских народных сказок, придумывание небылиц. Рассказывание сказки: «Как рубашка в поле выросла». Рассматривание приспособлений для ткачих (ткацкий станок и т. д.).

3-4 Птицы «Коршун»

«Филин и пташки» «Бой петухов» «Дятел» Разучивание закличек «Ай, жавороночки, мои деточки…», «Жаворонушки- перелетушки…». Инсценирование потешек: «Чики-чики-чикалочки…», «Бай, качи-качи…»

Апрель 1 Богатырские забавы «Цепи»

«Медок и сахарок» «Плетень» «Прыганье через веревочку» Разучивание мирилок, чтение былин. Изготовление скворечников и атрибутов к играм – забавам.

2 Вербное воскресенье «Верба» «Горшки» «Верба-вербочка» Рассказ о праздновании вербного воскресенья, о значении веточек вербы, использовании их в игре. Разучивание приговорки «Верба, верба, верба хлест».

3 Светлый праздник наступил – людям радость подарил «В круги» «Кухня» «Прокати яйцо»

Знакомство с традициями празднования Пасхи, значением пасхальных символов (кулич, крашенки, пасха), лепка из соленого теста пасхальных куличей.

4 Красная горка «Мы на луг ходили» «Бабка Ежка» «А мы просо сеяли» Рассказ о традициях народных гуляний. Слушание и разучивание русских народных песен.

май 1-2 Ярилины игры «Ручеек» «Солнышко»

«Маки-маковочки» Рассказ об обрядах посвященных солнцу. Разучивание потешек: «Солнышко, выгляни!», «Солнышко, солнышко…». Конкурс рисунков «Русская березка» «Праздник русской березки»

3 Летние игры «Ямки»

«Лягушки на болоте» «Воробей» «Гонять обручи» Разучивание считалок «Пчелы в поле полетели», «На золотом крыльце сидели…». Сборка бус из бисера.

4 итоговое Игры по выбору детей Беседы о народном промысле, народных праздниках.

Просмотров: 531
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Захарова Динара Мухаррямовна. Конспект литературной игры для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки русских народных сказок»
  • Фоменкова Анастасия Борисовна. Спортивное развлечение с использованием русских народных игр «Любимые игры дедушки Кузьмы»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Ладутько Виктория Викторовна. Сценарий квест-игры с родителями «Играем, как дети!»
  • Морева Наталья Cергеевна. Презентация дидактической игры 'У кого, что есть?'
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Онучина Любовь Галимзяновна. Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме «Безопасность на дорогах»
  • Фоминых Елена Николаевна. Час педагогической компетентности с элементами деловой игры 'В преддверии тотального диктанта, или русский язык – это интересно!'
  • Гладкова Мария Евгеньевна. «Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы» Тема «Инсценировка русской народной сказки «Лиса и заяц».
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Глазырина Ольга Леонидовна. Презентация дидактической игры 'Кто где живет?'
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Голюдова Ирина Стасисовна Афонина Юлия Сергеевна. Родительское собрание в форме игры «Что, где, когда?»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Бабынина Т.Н., Краснокутская С.П., Копылова И.И.. Конспект проведения игры – головоломки «Волшебный круг» в подготовительной к школе группе
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Алексеева Оксана Анатольевна. Конспект чтение рассказа Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» в средней группе
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Мадеева Надежда Борисовна. Пальчиковые игры по мотивам русский народных сказок



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь