Логинова Любовь Анатольевна. Профилактика звукопроизношения.

Профилактика звукопроизношения.

Нарушение речи — достаточно распространенное явление не только среди детей, но и у взрослых. Причины возникновения этих нарушений разнообразны. Они являются следствием несвоевременного или неэффективно оказанного лечения. Наиболее сложными являются органические нарушения: алалия, дислалия, дизартрия. При нормальном развитии в 2-3 года у детей идет непрерывный процесс увеличения пассивного и активного словаря. Они могут произносить практически все звуки русского языка, кроме шипящих (ж, ч, ц, ш, щ) и звуков л (ль), р (рь). В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором знакомства ребенка со звуком или звукосочетанием. Увлекательная игра побуждает малыша к многократным повторениям одного и того же звукосочетания. Чем живей игра, чем ярче образ, тем более увлечен ребенок, он активнее воспроизводит нужные звуки. А значит, обучение идет успешно.

 

Вместе с тем дети 2-х-3-х лет испытывают трудности в овладении грамматическими формами речи. Причины возникновения этих нарушений так же разнообразны. У некоторых детей возможны задержки в формировании произносительной стороны речи. Ребенок заменяет шипящие на свистящие. Наблюдается неправильное формирование отдельных звуков: межзубное, боковое, нарушение свистящих. Речь некоторых детей крайне неразборчива, а некоторые малыши не говорят совсем. Все эти нарушения наиболее известны и если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата, рук и ног. С расстройствами речи тесно связана патология мелкой моторики рук. Для этих детей характерны неустойчивость внимания, несообразность, быстрое утомление, отвлекаемость.

Современная профилактика речевых нарушений тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений. Она должна обеспечиваться комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические воздействия. По данным мировой статистики число речевых нарушений растет, в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений принимает глобальный характер. Большое значение имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие, то есть диагностика речевого развития по возрастам. Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основные этапа.

I этап: от 1 года 6 мес. до 3-х лет.

В этом возрасте развивается понимания речи, увеличивается словарный запас, совершенствуется структура слова. Они легко повторяют сначала звукосочетания, а затем простые фразы. К 3-м годам ребенок строит фразы более сложной конструкции из 3-5 слов и более. В этот период происходит становление речи как средства общения не только со взрослыми, но и со сверстниками.

В это время у ребенка будет развиваться звуковая сторона речи: голосовой и артикуляционные аппараты, звукопроизношение, слуховое восприятие. Для того чтобы обеспечить хорошую, четкую, правильную интонационно выразительную речь следует начинать с раннего возраста проводить работу с детьми по развитию звуковой культуры речи.

Формирование звуковой культуры речи должно осуществляться путем систематического и постоянного общения детей со взрослыми. Главная задача на этом этапе – постоянно развивать слуховое восприятие, укреплять развивать органы артикуляционного аппарата. Для достижения этих целей берутся определенные группы звуков, которые отрабатываются с детьми на основе звукоподражаний. В основном это наиболее простые звуки: гласные (а, у, и, о) губно-губные (п, б, м), переднеязычные (т, д, н), заднеязычные (к, г,х). После 2-х лет постоянно даются и более сложные по артикуляции переднеязычные звуки: свистящие (с, з, ц), сонорные (л, р), но это не значит, что необходимо добиваться правильно их произношения, звуки вырабатываются постепенно. Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения уточняются, становятся более устойчивыми.

В работе с детьми от 2-х до 3-х лет звукоподражания усложняются, включают различные по характеристике звуки: и-го-го, кис-кис, ку-ка-ре-ку. Это способствует четкому и ясному произношению звуков, развивает речевой слух, способствует улучшению звукопроизношения. У детей уточняются имеющиеся звуки, появляются новые.

На этапе артикуляционной работы даются потешки, песни, игры, включающие различные звукоподражания. Так же вводятся звукоподражания в содержание игр- занятий, по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, в музыкальных занятиях.

II этап: от 3 до 5 лет.

Этот этап является формированием фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных движений органов артикуляционного аппарата. Это дает возможность ребенку воспроизводить целевые, африкативные и сонорные звуки. Ведущими методами по-прежнему являются речевой образ, беседы, дидактические игры, заучивание потешек, стихов.

III этап: от 5 до 7 лет.

Этот этап является завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи. Но важно чтобы четко различались звуки сходные по артикуляционным признакам. Работая с ребенком по воспитанию звуковой структуры речи нужно учитывать индивидуальные особенности развития речи. Задачи коррекции речи воспитания и обучения детей в условиях детского сада решаются усилиями логопеда, воспитателей при тесном контакте с родителями.

Просмотров: 191
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Гилева А.И. Головкина Т.И.. Дидактическая игра по звуковой культуре речи «Звуковичок» для детей 4-7 лет
  • Федотова Евгения Сергеевна. Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей средней группы 4-5 лет
  • Светлана Замятина. Методика развития понимания речи у неговорящих детей (I этап)
  • Милусь Наталья Александровна. Занятие по развитию фонетической стороны речи в старшей группе с использованием ИКТ «Звуки /К/ и /КЬ/».
  • Титаренко Нина Александровна. «Нетрадиционные техники рисования в коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
  • Соина Валентина Константиновна. «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Мухаметгареева Регина Илдаровна. Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Александрова Оксана Васильевна Малева Наталья Владимировна. Конспект открытого логопедического занятия по воспитанию звуковой культуры речи в подготовительной группе Тема: «Автоматизация звуков [р] и [р’] в слогах, простых словах «Поездка в деревню»
  • Мавлютова Сиреня Рафиковна. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
  • Спильная Елена Валерьевна. Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи средней группе детей с тяжелым нарушением речи «Мама для мамонтенка»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Попова Ольга Степановна. Конспект интегрированного занятия по формированию логико-математического мышления и воспитания звуковой культуры речи детей средней групы - «Малыши спешат на помощь»
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Кулик Елена Аркадьевна. Семинар-практикум по методической теме: «Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений детей дошкольного возраста»
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь