7 ОДИССЕЯ ИНДИВИДУАЦИИ ПО ЮНГУ

Оно лишено гибкости, механистично, и в нем отсутствует малейшая искра воображения; по сравнению с тем фатализмом, который проповедует Юнг, психологический детерминизм Фрейда кажется живительным оптимизмом. Если верить Юнгу, все наше развитие от колыбели до гроба определяют врожденные склонности. За улыбающейся маской «компенсации» спрятана ухмыляющаяся физиономия автоматического возвращения на круги своя, которое контролирует наши эмоции, наш разум и характерные особенности нашего поведения. Даже с наших конфликтов срывается последний лоскуток человеческого достоинства: причиной их оказываются либо выплески бессознательного конституционного фактора, либо инфантильные нарушения сознательного «долга», возникновение которого покрыто мраком. Этапы нашей жизни размечаются с фельдфебельским безразличием к индивидуальным особенностям развития личности и характера, причиной которого при ближайшем рассмотрении оказывается нелепая озабоченность алхимическими величинами и числами. Жизненная сила гоняется за собственным хвостом в жестко замкнутой «психологической системе». Эта система неспособна к какому-либо радикальному или долговременному изменению в течение всей жизни индивидуума; в лучшем случае она может произвести незначительное изменение в унаследованной конституции. Мы даже не можем начать «индивидуализироваться» до тех пор, пока не проживем, по самым консервативным подсчетам, половину своего жизненного срока. А последние годы нашей жизни мы должны растранжирить, готовясь или, во всяком случае, притворяясь, что готовимся к смерти, с которой можно примириться, лишь выработав в себе целительную веру в ценность идеи бессмертия. Где во всех этих построениях можно найти хотя бы проблеск надежды на духовный прогресс человечества? О той поре жизни, когда мы наиболее восприимчивы, нам почти ничего не сообщают. По правде говоря, невозможно избавиться от впечатления, что Юнгу почти ничего неизвестно о психическом развитии детей. Минутного размышления было бы достаточно, чтобы осознать: если можно внести какие-то изменения в психическую организацию человека, необходимые меры для этого нужно принимать в раннем возрасте, когда психика лабильна, а энергия влечения в какой-то степени поддается модификации. Того, чего нельзя достичь в младенчестве и раннем детстве, безусловно нельзя достичь путем жеманной индивидуации взрослых, приближающихся к климактерическому возрасту. Помимо того, что Юнг презирает невротиков, он снисходительно игнорирует достижения психологического развития в детстве, и наивность этой фигуры умолчания просто поражает. К концу первых пяти лет жизни в ребенке отбушевали настоящие бури любви и ненависти; он перенес серьезные удары и глубокие разочарования; сумел приспособиться к внешнему миру, который не только мучительно не отвечает его надеждам и страхам, но и вел себя по отношению к нему глупо и даже жестоко. Несмотря на эти трудности, он в значительной степени сумел преодолеть свои безбрежные страхи, подавил мощные импульсы примитивных и неуправляемых влечений и направил немалую их часть на достижение новых целей. Более того — и это пожалуй наиболее удивительное из человеческих достижений — он сумел преобразовать некоторые наиболее примитивные разновидности своей психической энергии в более или менее нейтральную форму, в которой при благоприятном стечении обстоятельств они могут быть направлены на достижение более подходящих целей. Таковы достижения, которые среднему взрослому абсолютно не по силам. Эти достижения Юнг, уйдя в академически-алхимическое созерцание взрослого, умудрился абсолютно не заметить. Нет смысла говорить, что миф о творческом духе юнговской психологии целиком и полностью зиждется на усердной пропаганде еще одного мифа, на распространение которого Юнг и его последователи не жалеют сил — мифа о том, будто "фрейдовская психология является близоруким, бесплодным и тенденциозным учением, основанным на неверной оценке фактов развития в детском возрасте. Между тем если и есть в психологической науке какая-то аксиома, не нуждающаяся в доказательствах, то она заключается в следующем: лишь точно зафиксировав все нарушения развития в детском возрасте, мы можем надеяться найти тот пункт, воздействуя на который можно осуществить серьезные изменения в психике. Фрейд, во всяком случае, дает человеку какой-то проблеск надежды на то, что его атавистические безумства можно будет когда-нибудь преодолеть или более эффективно обуздать. Юнг не оставляет нам ни малейшей надежды. Его «смысл жизни» — это отрицание. Его ответ на «вечные вопросы» — молчание. «6 СНОВИДЕНИЯ И НЕВРОЗЫ   Вверх   8 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТИКА И АЛХИМИЯ»
Просмотров: 7157
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • D. Центроверсия и стадии жизни
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • Бакусев В. Карл Густав Юнг: парадоксы жизни и творчества
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Дарел Шарп НЕЗРИМЫЙ ВОРОН Конфликт и Трансформация в жизни ФРАНЦА КАФКИ
  • Джэн Холлистер Уилрайт "Анимус. Для женщин в возрасте"
  • Карл Густав Юнг "СТАДИИ ЖИЗНИ"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Полная хронология жизни Юнга
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • ЭГО И ЦИКЛ ЖИЗНИ
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Эдвард Ф. Эдингер "Христианский архетип (юнгианское исследование жизни Христа)"
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Значение аналитической психологии для воспитания
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг Карл Густав. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ Я (ЭГО) И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь