Как избавиться от созависимости в отношениях, часть 2

Автор статьи: Роман Левыкин

Продолжение списка, начатого в  первой части статьи:

Пояснять словами ваши действия и переживания. Больше объяснять партнёру, какие его действия привели к тем или иным реакциям с вашей стороны. Часто в созависимых отношениях у одного или сразу у двоих партнёров может быть представление о том, что другому партнёру ваше поведение может быть понятно и без слов. Например, если мужчина начал вешать полку, то может сильно разозлиться из-за того, что жена стоит рядом. Ему кажется, что она должна хорошо понимать, что вешать полку ему комфортнее в одиночестве. Но она об этом не знает (он не сказал), поэтому с любопытством стоит рядом, а он испытывает сильное раздражение по этому поводу. Или другая ситуация – мужчина собрался вешать полку, а его жена сидит в другой комнате. Ему кажется вполне естественным, что когда он вешает полку, жене стоит быть рядом, чтобы подавать инструменты. Но она об этом не знает (он не сказал), поэтому спокойно сидит в другой комнате, а он испытывает раздражение из-за непонимания и отсутствия поддержки. Во всех этих ситуациях можно было бы изменить переживания в отношениях, если просто проговорить партнёру свои ожидания и переживания. Не стоит забывать, что все мы выросли в разных семьях, где впитали, соответственно, разные способы организации быта, а затем каждый проделал довольно уникальный путь в плане обучения, друзей, социокультурного опыта. Всё это накладывает определённые отпечатки на представления по самым разным темам, и стоит эти представления обсуждать со своим партнёром. Без речевого общения отношения обречены на хроническое недопонимание и конфликты.

Обсуждать с партнёром вопросы отношений. Например, под словом «забота» разные люди понимают разное. Для одного человека забота может проявляться в обниманиях, словах поддержки и приготовлении чая. А другой человек скажет, что забота – это когда партнёр оставляет его наедине с собой. Отсюда и возможны ситуации недопонимания в отношениях: один партнёр обижается на то, что не чувствует заботу со стороны второго (то есть нет близости, чаёв, обниманий и т.п.). А партнёр недоумевает, он же заботится с утра до вечера (оставляет наедине с собой). Поэтому стоит обсуждать, кто из партнёров как понимает то, что относится к отношениям: забота, любовь, поддержка, внимание, сексуальные отношения, общение с родственниками, личное время и т.д.

Не лечить своего партнёра от зависимости самостоятельно. Часто женщина, в ходе своей индивидуальной истории развития, начинает ощущать, что она умеет обращаться с алкоголиком и может его спасти. Например, это возможно в ситуации, когда в детстве папа в состоянии алкогольного опьянения проявлял агрессию к маме, но (хоть какая-то разумная часть у него срабатывала), и он не проявлял агрессию к дочке. И оказывалась такая ситуация, что мама как бы пряталась за свою дочь. Дочь помогала папе успокоить свой гнев и благополучно заснуть. В этой ситуации дочь понимала, что мама с алкоголиком справиться не может, а у неё получается. Поэтому во взрослом возрасте она не боится вступать в отношения с алкоголиком, так как верит, что справится с ним (за плечами огромный опыт). Если у Вас такая или подобная история, то важно понять, что вы не сможете вылечить своего партнёра от алкогольной зависимости (или наркомании). Этим лечением должен заниматься соответствующий специалист (точнее группа специалистов – психолог, психотерапевт, нарколог, а, возможно, и психиатр). Пытаясь «вылечить» его самостоятельно, ситуация будет только усугубляться и созависимость в отношениях будет только нарастать.

Обратить внимание на детско-родительские позиции в ваших взрослых отношениях. Например, если вы контролируете пьянство своего мужа, то он на внутреннем уровне начинает ощущать себя в детской позиции («Она контролирует моё пьянство, не даст мне дойти до крайности, поэтому я могу расслабиться в этой сфере»). А вы в этой ситуации оказываетесь в родительской позиции, ведь вы как родитель контролируете, ограничиваете, направляете и т.п. В таких детско-родительских отношениях неизбежно начнут перепроигрываться ситуации из детства как для одного партнёра, так и для другого. Это перепроигрывание может быть довольно увлекательным, но важно учитывать, что здесь теряется общение на уровне взрослый-взрослый и будет нарушена сексуальная сфера (в детско-родительских отношениях это не принято). Вместо этого будет процветать контроль в отношениях, манипулирование, взаимные обиды, обвинения и т.п.

Используйте психолога для того, чтобы рассказать ему о том, что вызывает в отношениях у вас негативные эмоции. Это позволит оставить эти эмоции в кабинете психолога, а в отношениях больше чувствовать позитивные переживания. Жизнь коротка, и в отношениях лучше наслаждаться позитивной стороной.

Несколько советов тем, у кого есть дети

Постараться решать свои конфликты с партнером не вовлекая ребёнка. Нередко возникает соблазн в семейных спорах привлечь ребёнка для оказания давления на партнёра. Возможно, даже появление ситуации, когда каждый из родителей пытается склонить ребёнка на свою сторону. Здесь важно понимать, что ребёнок любит каждого из своих родителей и также зависит от них, поэтому ситуация выбора, в чью коалицию вступить, очень травматична для ребёнка. И с последствиями такой травмы он будет сталкиваться всю жизнь. Вряд ли вы хотите негативное будущее для своего ребёнка. Также втягивание ребёнка в отношения между родителями является частой причиной для школьной неуспеваемости, для состояний подавленности, для развития асоциального поведения, зависимого поведения, а также психосоматических нарушений.

Обеспечить возможность для того, чтобы у вас с партнёром было время, которое вы можете проводить вместе. В браке есть несколько взрослых ролей: мать, отец, муж, жена. Когда вы с детьми, то неизбежно активизируются роли матери и отца, а для гармоничных отношений важны ещё ситуации, где могут быть вместе муж и жена и это время, которое они направляют друг на друга. Для этого периодически полезно вам и вашему партнёру без детей посещать каферестораныпрогулки и т.п. Также полезно бывать в ситуации, когда вы можете провести ночь вдвоём вне дома с детьми, например, в гостинице.

Развивать чувственную сферу своего ребёнка. Если вы желаете оградить своего ребёнка от созависимости, то развивайте его чувственную сферу: больше говорите с ним о его переживаниях, чувствах, состояниях. Постарайтесь не относиться к его чувствам с позиции критики («Ты что обиделся? Нельзя обижаться!»). Проясняя чувства ребёнка не обесценивайте их, раз они возникли, значит на эти чувства есть основания. Помогите лучше своему ребёнку пережить эти чувства, связать их возникновение с конкретной ситуацией и помогите найти другие способы совладания с ситуацией. Также не ленитесь задавать ребёнку вопросы о том, как он сегодня провёл время в школедетском саду. Постарайтесь выйти за пределы 5-секундного диалога

  • — Как в школе?
  • — Нормально

Попробуйте задавать вопросы, способствующие самораскрытию ребёнка:

  • — Что тебе больше всего запомнилось сегодня в школе?
  • — С кем ты сегодня больше дружил? Как вы дружите?
  • — Если бы ты решил отправиться в кругосветное путешествие, кого из друзей ты бы взял? Почему?
  • — Что было самое приятное в сегодняшнем дне? А что самое неприятное?

Ещё раз повторюсь, узнавая что-то о переживаниях вашего ребёнка, отнеситесь к этому с уважением. Не обвиняйте, не обесценивайте, иначе ребёнок закроет эту сферу сначала от вас, а затем и от себя.

Оригинал публикации



Просмотров: 355
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Что самое худшее и что самое лучшее, что может дать мужчина в отношениях со своей женщиной
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что такое «границы» в детско-родительских отношениях, и для чего они нужны.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что самое важное для ребёнка? Любовь? Не только.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Мужчина знает, что женщина его Любит, если она......
  • Готовность ребёнка к школе. На что стоит обратить внимание.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Что важно знать о гармоничных отношениях (упражнение для любознательных)
  • Я нашла его – что дальше? Стоит ли девушке проявлять инициативу в отношениях
  • Что важно знать родителям, выбирая развивающие занятия для ребёнка.
  • Что меняется в отношениях жены и мужа после рождения ребёнка
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Папа в игре и в жизни ребёнка – на что стоит обратить внимание?
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Почему маме кажется, что она совсем не спит после рождения ребёнка?
  • Иногда мне кажется, что я не люблю своего ребёнка
  • Как наладить отношения в семье или что делать, если появилась привычка в отношениях?
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь