Бить или не бить ребенка?

Бить или не бить?

Насколько нормальным вы считаете дать подзатыльник или хлопнуть по мягкому месту ребенка, «естественно», не просто так? Как часто это происходит – один раз в день или неделю, а может и больше? А как часто вы берете в руки ремень и «наказываете» ребенка?

«Нас тоже так воспитывали, и ничего – нормальным человеком вырос».

«Сил моих терпеть больше нет!»

«А что такого, я же не сильно».

Безусловно, физическое наказание может быть разным – от «подзатыльников» до избиения ремнем или чем-то потяжелее  (что под руку попадется), и если в первом случае для ребенка такое наказание не будет интенсивным по травматизации (как физическом, так и психологическом), то в последнем случае речь идет уже о физическом насилии, наносящем урон психике ребенка.

Применяя физическое наказание, взрослый демонстрирует превосходство своей силы, т.к. ребенку нечем на это ответить, это порождает обиды, чувство несправедливости, подавление негативных эмоций, подрывает авторитет взрослого (казалось бы – должно быть наоборот), угнетает личность ребенка, проявление его самостоятельности, кроме того, ребенок испытывает стресс и актуализирует ранние (то есть свойственные более раннему возрасту), неадаптивные способы реагирования и поведения. Поэтому не стоит удивляться, если ребенок становится тревожным, агрессивным, неуверенным в себе, более капризным и «истеричным», «несамостоятельным», «безответственным» и т.п.

В более тяжелых случаях и при более интенсивных наказаниях возможно проявление асоциальных поступков, жестокость по отношению к животным и другим детям, обесценивание слов взрослого (и не только родителей), суицидальные тенденции, невротические и неврозоподобные нарушения (заикания, тики, энурез, фобии, навязчивые действия и т.п.).

Но хотелось бы подробнее остановиться на причинах, из-за которых взрослые срываются и могут физически наказать ребенка, ведь если узнаешь причину, то сможешь ограничить и/или предотвратить такое поведение.

  1. «Меня так воспитывали», то есть повторяется модель поведения родителей, и их родителей и так далее. По инерции, «следуя традиции», грубо говоря. Это может свидетельствовать как об узком педагогическом кругозоре и вообще отсутствии знаний о воспитательных тенденциях в силу нехватки времени, или, как думаю я, - банальном нежелании узнавать что-либо новое для развития и благополучия собственных детей. Но это одна из причин. Другая состоит в том, что когда взрослый находится в гневе, то у него резко сужается спектр поведенческих паттернов взаимодействия со средой, и актуализируются самые знакомые, «проверенные» модели – например, ударить. Сюда же относится и регресс на более ранние формы реагирования в результате аффекта, отрицательных эмоций, когда нет сил уже разговаривать с трудным подростком, к примеру. Этакий порочный круг.
  2. Часто к первому высказыванию добавляется продолжение – «…и ничего, хорошим человеком вырос». Думаю, стоит упомянуть о психологических защитах, которые не дают травматичным событиям (и это не только о реальных побоях, а даже о банальном ударе по попе) актуализироваться и вызывать негативные эмоции и чувства (обиду на родителей, злость, ненависть, чувство вины, неудовлетворенность из-за чувства несправедливости, беспомощность и т.д.).
  3. «Ну я же не бью, я тихонько – по попе»…Или по рукам, или подзатыльник. Просто надо себя поставить на место ребенка и подумать, насколько ему приятны такие, казалось бы, «невинные» наказания. Причины в недостаточно развитой эмпатии, обесценивании чувств и мыслей ребенка (как сознательно, так и бессознательно), к тому влияние оказывает социальные и культурные традиции и особенности, где такое наказание считается нормальным.
  4. «У меня больше нет сил терпеть». Честная фраза. Когда бьют от бессилия, когда не находят нужных слов, когда логические доводы не действуют, а также когда ребенок становится объектом проекции накопившейся агрессии на работе, в отношениях с мужем и т.п.
  5. Не могла не добавить эту фразу «Так в Библии написано»…Слышала я (точнее читала), что перевод искажен, но в дебри лезть не буду. Перекладывание ответственности, стремление оправдать свою жестокость, свой гнев, накопившиеся отрицательные эмоции, чтобы использовать ребенка как «грушу».
  6. Когда родитель – абьюзер, психопат, наркотически или алкогольно зависим, имеет в анамнезе психические заболевания – тут и так все понятно о причинах.

Можно ли не бить ребенка совсем? А как же наказания? А если другие способы не работают? Родители, не работать в таких случаях может голова, но побои, «подзатыльники» и «подзадники» – не единственные «эффективные» способы наказания, ведь смысл последнего в том, чтобы дать ребенку задуматься о последствиях своего неэффективного поведения, понять, где он поступил неправильно и что нарушил, и физическое наказание в этом не поможет.

Бывает, что, вымотавшись, устав, злясь или испугавшись за ребенка, родители срываются на крик и могут шлепнуть раз-другой. Главное, в этой ситуации – признать свою ошибку, попросить прощения, обнять, успокоить ребенка, то есть – восстановить связь. И стараться подобное ошибки не повторять.



Просмотров: 326
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Бить или не бить или телесные наказания в воспитании ребенка.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Как воспитывать ребенка: бить или не бить?
  • Бить или не бить, чтобы вырастить из ребенка Человека с большой буквы?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Кризис 3х лет. Способы оценки поведения ребенка или как установить запреты.
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • физическое наказание ребенка
  • Бить или не Бить? Вот в чем вопрос… или Повествование о том, можно ли бить детей
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Проблема ребенка это моя проблема или все же ребенка?
  • Невротическая эпидемия или как воспитывать ребенка, чтобы он вырос здоровым?
  • Истории клиентов, или что может мешать рождению ребенка
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь