Ключи в работе со страхами в детском и подростковом возрасте

1. Появление страхов у детей и подростков беспокоит родителей. Их наличие у детей замечают внимательные, заботливые и чуткие по отношению к своим детям родители. Они беспокоятся о состоянии ребенка и своевременно обращаются к специалисту.

2. Это преимущественно мамы. Они звонят или пишут, приходят на первую встречу. Но бывает и так, что обращаются папы. Работая с родителями, я обратила внимание на то, что такие мамы и папы часто беспокойны, тревожны, у них бывают свои страхи. В моей практике есть случаи, когда мама проецирует свой страх на ребенка, думая, что боится он. Поэтому, я считаю, важно, чтобы родители осознавали 1) свои страхи, 2) какие переживания возникают у них, когда они замечают, что ребенок или подросток боится.

3. Также я проясняю тот фон, на котором в семье у ребенка или подростка появляется страх. Таким фоном являются семейные отношения и переживания на момент обращения за помощью самих родителей. Поэтому первую встречу всегда провожу с родителями. В каждой семье отношения складываются по-разному, но в семьях моих клиентов есть повторяющаяся особенность – проблемы в отношениях: недовольство супругов друг другом, разочарование, конфликты, переживание семейного кризиса, развод. В двух последних случаях (п.2 и п.3) сами родители нуждаются в психологической помощи. В таком случае при наличии запроса я договариваюсь с ними об индивидуальной сессии для них.

4. Перед проведением первой сессии всегда спрашиваю у ребенка, может ли он заниматься один или хочет, чтобы присутствовала мама. Часто на первой – третьей сессии присутствует мама. В этом случае я предлагаю им упражнения на взаимодействия. С третьей-четвертой сессии дети могут и соглашаются работать без мамы.

5. На первой встрече организую знакомство ребенка с новым для него пространством. Прошу рассмотреть, что он видит вокруг себя, что привлекает его внимание, пройти по комнате, ощупать, потрогать, включить, послушать те предметы, оборудование, на которые он обращает внимание. Также важно, чтобы он выбрал для себя удобное место: в какой части комнаты и на чем будет сидеть. Так новое и незнакомое помещение становится исследованным, определенным, понятным, безопасным.

6. Перед работой со страхами важно создать условия для того, чтобы ребенок мог обнаружить и сформировать свои ресурсы. Они помогут справиться с беспокойством, возбуждением при переживании страха, успокоиться. В этом помогают телесно-ориентированные способы саморегуляции, визуализация «Путешествие в волшебный лес», любимая игрушка.

7. Страх – одна из эмоций. Какие эмоции знает ребенок? Какие эмоции и в каких ситуациях переживал? Осознать это помогут упражнения «Звезда чувств» и «Эмоции в теле».

8. В работе я опираюсь на основные знания о страхе и его функциях в жизнедеятельности человека. Страх – базальная эмоция, которая отражает реальную или представляемую человеком угрозу, и побуждает человека изменять поведение – убегать, нападать или замирать. Поэтому страх сигнализирует о наличии опасности и побуждает использовать формы поведения, направленные на обеспечение безопасности. В этом заключается полезная и необходимая для человека функция страха. Приобретение способности регулировать страх в одной ситуации не означает, что в другой ситуации человек перестанет бояться. Знание сущности и функций страха помогает и детям, и родителям понимать, что с ними происходит, и способствует уменьшению беспокойства. Доступными им эти знания становятся посредством информирования, беседы, методов творческого самовыражения.

9. Страх – жизненно необходимая эмоция. Поэтому страх важно ощущать, его наличие осознавать и признавать и исследовать каждый страх.10. В связи с вышесказанным моя работа имеет следующее направление: как ты чувствуешь страх? - когда ты боишься? – что тебя пугает? – чем это для тебя опасно? – что ты делаешь, когда боишься? – как страх тебе мешает и помогает? – кто и что помогает тебе справляться со страхом?

10. Я использую ряд методов и приемов работы

Телесно-ориентированные способы саморегуляции: «Расслабляющее дыхание», «Правильное дыхание», «Заземление» - приемы расслабления, успокоения, саморегуляции.

Визуализация «Волшебный лес». Сядь удобно. Можешь закрыть глаза. Ты видишь лес: деревья, кустарники, цветы. В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Присядь на нее. Прислушайся к звукам и насладись запахами вокруг тебя. Пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Ты слышишь пение птиц, шорохи трав. Представь, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли тебе на помощь. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки или смешат тебя. Подружись с ними. ...Как ты себя чувствуешь? Тебя ждет долгая дорога домой из твоего сказочного леса. Ты идешь, смотришь вокруг и разговариваешь со своими новыми друзьями. Послушай их советы.

Мультфильмы: «Смешарики. ПИН-код. Без страха и упрека» (сущность страха, ощущение и проявления страха, типы поведения при переживании страха, функции страха), «Волшебные фонарики» (страх темноты, проецирование, интроецирование, ресурсы и саморегуляция при переживании страха), «Ничуть не страшно» (ночные страхи, способы совладания).

Сказки: Д. Фролов «Сказка о юном принце и девяти волшебниках чувствах», Т. Холкина, И. Туркина, М. Андрианов и др. «Сказки для боязливых детей».

Проективное рисование – изображение образа страха посредством цвета, линий, форм, объектов. Позволяет объективировать и материализовать страх, сделать его видимым, обозреваемым, а значить увидеть со стороны, встретиться с ним, рассмотреть, рассказать о нем, трансформировать.

Ключи в работе со страхами в детском и подростковом возрасте
Мальчик, 8 лет. Страх цыган


Девочка, 13 лет. Страх при воспоминаниях о взрывах снарядов. Была свидетелем ввода танков в город, первых взрывов.

                                                 
Мальчик, 7 лет. Упражнение «Мешочек страхов». Страх высоты, змей, собак, китов, быстрой езды.

     Упражнение «Мешочек страхов». На листе формата А4 рисуем контур мешка. Предлагаем заполнить этот мешок своими страхами: нарисовать их там. // Андреева Е. Мешочек страхов / / Гештальт-терапия с детьми. Выпуск 2. Наши любимые методики. – Москва, 2010. – С.14-17.


Мальчик, 9 лет. 
Серия рисунков «Радостный страх». Изображено проживание ребенком и семьей страха грома и молнии.

Коллажирование – выбор фотографий и картинок, изображающих страхи, и наклеивание их на лист А3. Коллаж может быть дополнен рисунками и надписями.


Девочка, 5 лет. Я боюсь.....

Скульптурное моделирование - лепка фигуры страха

                                             .

Мальчик, 7 лет. Страх нового (пространства, людей) и
его друг, который рядом (ресурс, найденный самим мальчиком)


Пример страха, вылепленного при выполнении упражнения «Ярмарка боюсок»

Упражнение «Ярмарка боюсок» // Андреева Е. Мешочек страхов / / Гештальт-терапия с детьми. Выпуск 2. Наши любимые методики. – Москва, 2010. – С.14-17. Упражнение предназначено для групповой работы. Я использую индивидуально. Важно изготовить «боюски» так, чтобы посетители ярмарки захотели купить такие важные товары как страхи. «Боюски» изготавливают из подручных средств (бумага, пластилин, клей, палочки, нитки). После того, как «боюски» изготовлены, необходимо подумать, как их рекламировать для того, чтобы посетители ярмарки захотели их купить. Можно подумать о том: Какая польза от этого страха? Какому ребенку он может пригодиться и для чего? Кому вообще важно иметь такой страх? Например, страх темноты может пригодиться ворам и грабителям, чтобы они не ходили в темноте и не вредили людям.

Драматизация – разыгрывание изображенной или вылепленной ситуации с позиции разных персонажей.

 



Просмотров: 476
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как без страха пойти в свой страх?
  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Аэрофобия или страх летать: как избавиться и летать без страха
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Как избавиться от страха. Испугать страх
  • Как преодолеть невротический страх. Затворница страха.
  • Страх страха
  • Что сильнее: страх смерти или страх жизни?
  • Доведите свой страх до абсурда. Преодоление страха.
  • Страх мамы или страх жить без мамы. История о формировании личностной автономии
  • Преодолевайте СТРАХ по-человечески. От страха к удовольствию!
  • Эмоции. Что важно знать? Страх.
  • Страх потерять отношения сильнее страха потерять себя
  • Что скрывает страх темноты? История одной сессии.
  • Мой любимый страх. Или для чего полезно знать, что мы хотим в жизни.
  • Четыре вида страха. Как не бояться или что делать со страхами?
  • Страх, страх, страх.. УЖАС! Фобия??? Я боюсь делать МРТ!!!
  • Не говори мне нет, или Как преодолеть страх отказа, страх отвержения
  • Страх, что он уйдет: страх ненужности
  • Детские страхи. Важная миссия страха и нормативные страхи детей от рождения до 11 лет
  • Страх - взгляд изнутри, или как не убегать вечно от своих страхов
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Страх перед будущим: 5 способов как преодолеть его и начать что-то делать
  • психотерапевтическая сказка для ребенка на преодоление страха темноты
  • Как познать ценность себя или страх осознать свои желания...
  • От белой полосы к черной... Страх смерти или страх жизни
  • Страх темноты у детей (3-5 лет)
  • Тревога и страх за ребенка. Почему так и что делать?
  • То, что находится во Тьме или как превратить страх в ресурс.
  • Что такое эмоции с позиции гештальт-подхода? Часть 2. Страх.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь