До и после . Разбирая старые фотографии.

До и после  Разбирая старые фотографии
На фото. Камнеломка цветущая в горах. 

Цветок скал.

Мы не знаем, чем камнеломка ломает камни.

Она на свой манер бесшумное явлет мастерство.

Бог любит тихое.

Карл Генрих Ваггерль 


Недавно я получила вот такое письмо. Письмо и вопрос к нему публикуется строго с разрешения автора письма. 

Здравствуйте, Екатерина. Меня зовут Мария. Я присутствовала на вашем мастер-классе на дне диабета от Медтроник. У меня дочь с СД. стаж 2 года. У меня есть диастраничка в Инстаграмме, на сегодняшний момент имею около 600 подписчиков. Сегодня опубликовала пост. Выставила фото дочери до того как мы узнали, что она заболела диабетом. Подписала фото, что у меня разделен семейный фото-архив на жизнь до.... и жизнь после.... на мой пост откликнулось очень много мам....и около 80% тоже пишут, что разделяют фото, что каждый раз, когда просматривают фото, отмечают для себя, что на этом фото ребенок до болезни. На основании всего вышеперечисленного у меня возник вопрос, и задать я хотела его именно Вам, как специалисту. И если вы мне ответите, то с Вашего разрешения, я напишу ответ диамамам...

Вопрос: является ли наше поведение (разделение фото на время до диабета и после) признаком того, что мы еще не приняли болезнь ребенка... и вспоминаем ту...другую жизнь...??? плохо ли это и надо над собой работать? или это вполне объяснимая ситуация...

Из этого вопроса получилась целая статья-размышление. Ведь я тоже диамама и этот вопрос касается меня напрямую. 

Мария, большое спасибо вам за эти вопросы, это очень ценно для меня как для специалиста, что я могу выступать в качестве эксперта. Ваши вопросы помогли мне провести целое исследование над собой и проанализировать, насколько я принимаю ситуацию и как ощущаю это время сейчас, и может быть положить начало книге для родителей детей с СД 1 типа, за которую я долгое время не решалась взяться. А наброски-то лежат ой как давно. Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы честно, я не могла не обратиться к своему материнскому и личному опыту и достала свой фотоархив. Я старалась отследить те чувства, которые у меня возникли по прошествии 13 лет жизни с диабетом у моей дочери. Я задалась вопросом, что я видела тогда, когда это только случилось и что я вижу и чувствую сейчас, глядя на те фотографии до болезни... и в ее начале.

            Первая мысль, которая пришла мне в голову – что вообще такое для человека фотографии его близких, родных, детей и себя? Фото содержит визуальный отпечаток образа человека, его тела, его состояния «здесь и сейчас». Некоторый момент жизни, который дает человеку иллюзию того, что время можно магическим образом остановить, зафиксировать, а значит и получить над ним власть и даже контроль. Это почти как желание обладать чем-то, иметь право на воспоминания этих моментов своей жизни. Но при этом всё, что зафиксировано автоматически переходит в разряд прошлого, а у человека есть лишь момент «здесь и сейчас». Ценность же фотографии в том, что она может хранить наше прошлое и наши воспоминания, приятные и не очень, это словно вещественное доказательство того, что когда-то с нами было и принадлежало нам, наши ценности, наше тепло и свет души.

             Итак, - ТОГДА. Я вспоминаю, что у меня было похожее ощущение, что делю фото на «до» и «после». Тогда почти не было желания фотографироваться и фотографировать, хотелось уйти от глаза фотообъектива, спрятаться, впрочем, и то, что равно «не видеть», не желать принимать. Фото этого кризисного этапа моей жизни и наших перемен не так много. Именно самого начала и первого – второго года. Но они конечно есть. Думаю, что, скорее всего тогда я избегала трансляции этого горя не только себе, но и другим, признаки которого так или иначе неосознанно проявлялись на фото.

            Что я увидела и почувствовала СЕЙЧАС, листая наш фотоальбом? Наверное, появилась объективность взгляда на вещи, сейчас я смотрю на фото спокойно, не делю - осознавая, что это часть моей жизни и моего ребенка и она важна. Главное, что дочь и сейчас со мной. Она большая, выросла и многое в жизни умеет сама, учится и развивается, талантлива, у нее много друзей. Это наша история. Есть светлая грусть, но она не про болезнь, а скорее про быстротечность времени. Еще сейчас я обратила внимание на то, что на тех фото при внешней заботе я развернута внутрь себя, часть меня словно отсутствует. А это значит, что моя дочь, очевидно, также чувствовала мамину закрытость, имея потребность получить от меня ресурс для проживания своих перемен, своей боли. Возможно, что стоит обратить больше внимания сейчас на то, легко ли вы отдаете любовь своему ребенку, насколько вы поддерживаете его и внимательны к его чувствам, чем фиксировать себя на моменте начала болезни. Ведь ваш ребенок сегодня с вами, он жив и по-прежнему нуждается в вашей опоре, в любви и это самое главное.

            Нельзя искусственно перескочить из этапа в этап, не прожив каждый его момент. Думаю, что это нормально и любой родитель, имея одной из важнейших ценностей - здоровье ребенка, имеет право на горевание по нему здоровому. Ведь болезнь ребенка переживается родителем как потеря (только здесь - потеря здорового ребенка). В случае с сахарным диабетом, который стартует без предупреждения, чаще резко и сложно, у родителей совсем нет времени на эмоции и чувства, обстоятельства обязывают в скоростном режиме учиться тому, как жить с диабетом и как помочь ребенку, как наладить его жизнь и питание, постигать все тонкости бытия с этим. На кону жизнь ребенка. Времени на осознание не остается – все словно замерзает-замораживается и есть ощущение, что ты становишься почти роботом, поэтому обычно «накрывает» эмоционально через три-пять месяцев, когда уже можно немного расслабиться. Поэтому процесс принятия обычно затягивается до полутора лет. Об этом очень точно и тонко пишет известный шведский психолог и психотерапевт Гурли Фюр в книге «Запрещенное горе». Ее можно скачать здесь: http://www.infodisability.org/text/uploads/belapdi/zapreschennoe-gore.pdf

            Эта книга мне помогла разобраться во многих внутренних процессах и переживаниях, но это было уже позже, когда я вышла на этап умения жить с проблемой и появилась готовность слышать и узнавать больше и больше, учиться. А через четыре-пять лет, как психотерапевт помогать другим родителям детей с СД 1 типа проживать этот кризис, горевание. 

            Сейчас я задаюсь вопросом, который может показаться парадоксальным, но... Что ценного мне дало проживание кризиса в связи с болезнью дочери? За что я могу быть благодарна, не смотря на ситуацию с диабетом дочери?

Итак:

  • Я чаще обследую мою дочь, более внимательна к ее здоровью и общему состоянию, а значит, она проживет долгую и плодотворную жизнь – я заложила фундамент.
  • Я больше стала ценить каждый день – момент «здесь и сейчас», в котором мы можем быть рядом, поддерживать друг друга, видеть успехи и помогать продвижению по жизни. Также я стала больше ценить свое время и сознавать, на что я его расходую.
  • Я поняла, что моя семья, мои близкие  - моя Крепость. Мы сплотились как никогда. И как пальцы на одной руке слаженно и дружно работали и по-прежнему работаем над ситуацией. 
  • Я обрела много новых связей с союзниками, учителями, врачами, уникальными людьми, которых я скорее всего никогда бы не встретила на своем пути, будь моя жизнь и ситуация иной.
  • Я получила опыт и сегодня понимаю, что заслуживает внимания, а что в жизни сущий пустяк. Хотя раньше я могла долго расстраиваться по тому или иному поводу. Я иначе расставляю приоритеты и выделяю что главное, а что второстепенное. А значит - лучше структурирую свою жизнь.
  • Я стала больше доверять жизни и Богу, понимая, что не все можно, да и нужно контролировать или пытаться изменить. Иногда надо просто доверять течению жизни, понять, что она мудрее. Мне очень помогла и помогает молитва «О душеном покое». Вот она:

«Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить,

Дай мне мужество изменить то, что я изменить могу,

И дай мне мудрость отличить одно от другого».

  • Я стала осознавать «Кто Я?», в чем моя миссия и смысл жизни. Стала глубже в профессиональном и личностном плане. Жизнь обрела большую наполненность
  • Я поняла, что я не так слаба, как выгляжу на первый взгляд. Я узнала, что то, что  нас не убивает – делает сильнее. Оказалось, что я сильна и это осознание дает возможность опоры на себя, самостоятельности, взросления.
  • Раньше я спешила – теперь вижу, что все приходит вовремя. На востоке говорят, что «Когда готов ученик – приходит Учитель».
  • Появилась иная возможность реализации себя и раскрытия своего профессионального потенциала. Это есть у каждого из вас. Болезнь ребенка помогла мне вырасти, стать духовно глубже, созреть для работы с переживаниями других людей.
  • Я стала больше отдавать другим, ничего не ожидая взамен. Оказалось, что чем больше отдаешь, тем больше возвращается добра и света в твою жизнь, приходит помощь и поддержка в сложных ситуациях. Так работает один из законов круговорота жизненной энергии.
  • Личный опыт получил трансформацию в профессии. Если бы не диабет, не было бы никаких психологических проектов связанных с этой темой, книг, статей, сказки о диабете. Ведь появление этих книг и статей – результат многолетнего труда над собой, над проблемой – но он полезен другим. И это реальное чудо! Я рада, что могу внести свой скромный вклад в общее дело, дарить добро, свет, надежду другим родителям и детям с СД 1 типа. И я буду продолжать это делать.

             Есть известное высказывание Хелен Келлер американской писательницы, лектора, политической активистки и личности с уникальной судьбой. Она говорила: «Жизнь – это волнующее приключение, и самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей». Каждый проходит свой кризис и свой Рубикон, кто-то раньше, кто-то позже, это сопряжено с разными обстоятельствами. Вопрос в том, как человек проживает этот кризис, чего достигает, как проходит свой экзамен на зрелость. Нет ничего случайного. Говорят, что судьба это маска Бога, когда он хочет остаться анонимным. Действуйте обязательно, помогайте другим. Ищите точку роста в кризисе – она непременно есть.

А теперь ответ на вопрос:

Вопрос: является ли наше поведение (разделение фото на время до диабета и после) признаком того, что мы еще не приняли болезнь ребенка... и вспоминаем ту...другую жизнь...??? плохо ли это и надо над собой работать? или это вполне объяснимая ситуация...

Просмотр фотографий ребенка до болезни словно бы возвращает родителя в другое время и актуализирует вновь и вновь болезненную ситуацию. Это естественный механизм, вполне понятный по-человечески. Особенно когда это переживание выносится на обозрение с комментарием «до и после». Если прошло мало времени после старта болезни ребенка, то эмоциональное подключение будет интенсивным и может фиксировать родителей и больше погружать в горе, а не способствовать принятию. С постами и публикациями надо быть осторожнее, бережнее. Прежде всего, стоит задать вопрос, какой это вызовет резонанс? В чем цель такого поста, какие чувства других людей повлечет за собой, поможет ли это кому-либо или навредит?

           На мой взгляд, продуктивнее сместить акцент при рассматривании фотографий ребенка на другие вещи. Например, подумать о том, что невозможно отнять у человека ни при каких обстоятельствах? Что удалось сохранить и даже приобрести, не смотря на сложности? Есть одна известная цитата, также принадлежащая перу Хелен Келлер: «Когда одна дверь счастья закрывается, открывается другая; но мы часто не замечаем ее, уставившись взглядом в закрытую дверь». Думаю, что самое ценное у наших детей-диабетиков это то, что у них есть будущее, есть радость жизни и сама жизнь. Посмотрите на то, полезно ли это разделение на «до и после» для ребенка? Фиксация на моменте начала болезни не позволяет двигаться вперед. Наши дети живут «здесь и сейчас» и мы нужны им в каждый момент времени. Их Завтра мы делаем с вами сегодня.

Так или иначе, это родительское поведение (разделение фото на время до диабета и после) говорит о том, что окончательного принятия еще не произошло. Это нормально для первых 8-10 месяцев после старта. Но если прошло больше года то, стоит обратиться за психологической помощью в проживании этого этапа и выхода из кризиса.



Просмотров: 457
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 2 и 3.
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 1
  • Это все, что останется после меня...
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Что дал Вам тренинг личностного роста, и как это изменило вашу жизнь? - популярный каверзный вопрос
  • 6 признаков того, что вы разрушаете свою жизнь и как с это исправить
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Ава - терапия, аутизм, что это значит для меня?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь