Отцовская любовь

Одна из наиболее сильных и длительных потребностей ребенка – родительская любовь. Любовь отца существенно отличается от любви матери и проходит ряд этапов.

Первый этап - "готовность любить". В формировании готовности любить ключевое место занимают детские переживания отца, особенности родительского поведения в семье. Готовность к таким чувствам у мужчин возникает позднее, чем у женщин, и не определяется физиологическим созреванием.

Второй этап - "любовь - ожидание". К этому этапу относятся все ожидания, связанные с зачатием ребенка, с его образом. Второй этап закончится тогда, когда отец впервые увидит своего наследника или наследницу.

Третий этап - "послеродовая ригидность" возникает в результате отсутствия тесного контакта и связи с ребенком. Взаимодействие отца с новорожденным ограничивается в удовлетворении его физиологических потребностей. Так как потребность в детях у отца выражена меньше, чем у матери, то в возне вокруг младенца ему нередко видится нечто бессмысленное, поэтому время, с ним проведенное, отцы часто считают непродуктивным.

Четвертый этап: "заинтересованное наблюдение". Ребенок взрослеет и у отца появляется больше возможности с ним общаться и играть, отцовское чувство становится более эмоциональным. Даже самые маленькие достижения ребенка сильно обогащают отца положительными эмоциями.

Пятый этап - "заинтересованное сотрудничество". На этом этапе отцовская любовь перерастает в более зрелое и богатое чувство. Осуществляется удовлетворение доминирующей потребности мужчины – учить, передавать себя. Любовь отца дает ребенку пример для подражания, совет, в то время как любовь матери необходима ребенку для получения сострадания. В период активного познания окружающего мира необходимо, чтобы отец находился рядом.

Отцовская любовь

Анализ данных, полученный во время исследования, проведенной Е.В. Милюковой позволил определить типы отцовской любви.

"Отстраненная любовь": Отец не испытывает притяжения к ребенку в физическом смысле, которое стимулирует тенденцию к их объединению. Он не желает находиться в пространственной близости и контакте с ребенком, стремится сократить длительность , частоту общения и других контактов. Обычно, оценка себя как родителя низкая и способность к эмоциональному переживанию, сочувствию по отношению к ребенку слабая. В таких отношениях у родителя отсутствует ориентация в настроении и состоянии ребенка. Отец плохо понимает детские личностные особенности, не имеет представления о том, каким должен быть любящий отец и какие существуют возможности проявления родительской любви. Мужчина может испытывать сложности в оценке причин состояния ребенка и расценивать его как неадекватное.

"Любовь – внутреннее переживание": У отца ярко выражен эмоционально-чувственный компонент и для него присуще наличие позитивных глубоких переживаний в отношениях родитель-ребенок. Оценка и себя, как родителя, и образа своего ребенка высокая. У мужчины роль отца вызывает множество положительных эмоций. Он успешно налаживает эмоциональные взаимоотношения с ребенком, знает о его эмоциональных переживаниях. В процессе взаимодействия родитель обращает внимание на состояние ребенка, замечает какие-либо эмоциональные изменения. Отец соотносит внутренний мир ребенка со своим душевным состоянием. В то же время у мужчины наблюдается отсутствие  стремления увеличения продолжительности, интенсивности и частоты контакта с ребенком. У него редко получается предвидеть поступки, действия и реакции ребенка, а знания личностных особенностей, представления о родительской любви и любящем отце поверхностны. Отец может испытывать трудности в ориентации причин состояния и настроения ребенка и интерпретирует его поведение как неадекватное. Иногда для мужчины сложностью является выражение отцовской любви, стремление к телесному контакту с ребенком не выражено, отчего ребенок испытывает чувство незащищенности.

"Любовь – симпатия": в структуре отцовской любви выражены эмоционально-чувственный и когнитивный компоненты. У мужчины чувство симпатии доминирует над чувством любви к ребенку. Для отца наибольшую значимость представляют внешность и поведение ребенка. Существенную роль играет наличие доверительных взаимоотношений с ребенком, ощущение комфорта и счастья благодаря присутствию в его жизни ребенка. Отец с легкостью налаживает эмоциональные взаимоотношения, понимает переживания ребенка. Он весьма чувствителен по отношению к эмоциональному состоянию, а также внимателен даже к незначительным изменениям и переживаниям ребенка. Отец положительно оценивает образ своего ребенка и себя как родителя. Он хорошо знает личностные особенности своего ребенка, может предвидеть его реакции и поступки, знает способы проявления родительской любви. В процессе жизни у отца сформировалось представление личности ребенка и себя как родителя.

"Действенная любовь": доминирует поведенческий компонент. Сущность отцовской любви заключается в том, чтобы делать нечто конкретное, выражающееся вовне и хорошо ощущаемое ребенком. Иначе говоря, проявлением любви являются конкретные действия, поступки и реакции. Отец стремится к телесному контакту с ребенком. Он часто целует его, обнимает, гладит. Это способствует формированию у ребенка ощущения безопасности и защищенности. Отец признает индивидуальность ребенка, его право быть таким, каков он есть, то есть полностью принимает его. Отец сопричастен к жизни ребенка, прислушивается к его мнению, разделяет и поощряет его интересы. Отцовская любовь проявляется в оберегании ребенка от трудностей, в жертвенности ради благополучия ребенка. У представителей этого типа ценности, цели и жизненный замысел подчинены интересам детей и семьи. Данная ориентация является фундаментальной. Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители – хранители семьи.

"Гармоничная любовь": в структуре отцовской любви выражено все четыре компонента (физиологический, эмоционально-чувственный, когнитивный, поведенческий). Отцу доставляет радость проводить как можно больше времени рядом с ребенком. Тенденцию к их объединению формирует притяжение в физическом смысле, то есть отец стремится к пространственной близости с ребенком, увеличению частоты, длительности и интенсивности взаимодействия с ним. Со стороны отца наблюдается наличие широкой гаммы эмоциональных переживаний,  он успешно налаживает эмоциональные взаимоотношения, хорошо ориентируется в состоянии ребенка. Суждение о себе как о родителе и о своем ребенке содержат положительные оценки себя и образа ребенка. Этот тип отношений  говорит о благоприятном эмоциональном фоне взаимоотношений, о высокой степени чувствительности отца, понимании эмоционального состояния ребенка. У отца развита способность к сопереживанию, чувства ребенка находят отклик в его душе. Отец стремится к телесному контакту, он в курсе дел и проблем своего ребенка. Неудачи ребенка вызывают у отца желание помочь, поддержать, вселить уверенность в ребенка.

 



Просмотров: 805
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения?
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • Роль отца в жизни ребенка
  • Роль отца в жизни ребенка
  • Роль отца в формировании личности ребенка
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Отцовские объятия, или Роль отца в жизни ребенка
  • Отец в жизни ребенка
  • Отец в жизни ребенка
  • "Ну съешь еще ложечку" или как убить чувства своего ребенка
  • Как научиться уважать отца ребенка?
  • Как привлечь отца к воспитанию ребенка
  • Отец и мать для ребенка после развода
  • Как просить отца о помощи в воспитании ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Лучший отец для ребенка после развода! А возможно ли?
  • Отец ребенка ушел от нас. Как с этим жить?
  • "Со мной все хорошо" , или как формировать самооценку у ребенка?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • « Кто отец ребенка?» — иногда лучше этого не знать.
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Яблоко от яблони (роль отца в воспитании ребенка)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь