Сад, который я возделал - личное пространство

САД, КОТОРЫЙ Я ВОЗДЕЛАЛ.

Как формируется наше личное пространство.

Личное пространство – это не комната, не дом, не земля и не территория, на которой человек обитает. Это скорее некий объем личности, который постепенно заполняется мыслями, убеждениями, желаниями, эмоциями, знаниями, опытом, личными вещами, воспоминаниями, ощущениями и многим другим. Чтобы правильно понять, что же это такое на самом деле, стоит проследить формирование личного пространства человека в течение его жизни.

Дело в том, что сразу после рождения у младенца еще нет личного пространства и границ, которые его защищают. Младенец ощущает себя как бы слитым со всем миром, не разделяет внутреннее и внешнее, себя и маму, свои ощущения и процессы вокруг себя.

  • Состояние слитности, целостности. Я есть весь Мир. А Мир есть Я.
  • Через несколько месяцев после рождения младенец начинает распознавать свои потребности (в еде, комфорте, безопасности, любви и заботе), и два состояния – удовольствия и неудовольствия. По сути, это первые проявления его личного пространства – базовые желания и базовые состояния, которые он присваивает себе. Также он начинает понимать, что существует материнская грудь, как объект, который удовлетворяет его потребности. Но саму маму он еще не воспринимает, как отдельную личность. На основании этих первых переживаний формируется весь его дальнейший опыт.
  • Следующим этапом ребенок осознает границы своего тела, благодаря прикосновениям своих родителей и тактильным ощущениям, когда он встречается с разными предметами. Через понимание границ своего тела он начинает разделять ощущения внутри, свойственные себе (болит живот, режутся зубы, ноет рука), и внешнее окружение. Он понимает, что болит или чешется у него, а не у мамы или мягкой игрушки.
  • Когда ребенку исполняется год, он начинает осваивать больше эмоций (радость, печаль, гнев, любопытство, страх), также он открывает для себя новые оттенки состояний, связанных с получением удовольствия. Таким образом он присоединяет к своему личному пространству новые эмоции и ощущения, опыт с ними связанный.
  • В возрасте от двух до трех лет ребенок начинает понимать, что ему можно, а что нельзя, что ему нравится (доставляет удовольствие), а что нет, какие он эмоции испытывает по разным поводам, чего он хочет. В этот момент наступает один из важных кризисов в его жизни – возникновение и выстраивание первых личностных границ через противопоставление себя и мамы. Это вечное «нет», протест, деланье на перекор, противостояние, которое помогает ребенку отделить себя от матери и заявить свои права на автономное, самостоятельное существование, как личности. Таким образом мама становится отдельным человеком, а ребенок создает свое личное пространство и защищает его своими первыми, еще детскими границами.
  • В это же время у ребенка появляются личные вещи и игрушки, которые он считает своей собственностью и наделяет их важными особенностями и ценностью для себя.
  • Дальше ребенок вырабатывает и тренирует способы общения с другими людьми, способы добиваться желаемого, проявлять свою любовь и симпатию. Он осваивает приемлемое в обществе поведение. Формирует у себя первые понятия о добре и зле, хорошем и плохом, которые лягут в основу его мировоззрения.
  • К семи годам ребенок уже знает границы своего тела, осознает ощущения, мысли, эмоции, желания, основные принципы и нормы поведения, у него есть мечты и фантазии, а также свои тайны и планы. Попав в школу, он учится еще и взаимодействовать в коллективе, общаться со сверстниками, он учится дисциплине, ответственности, учится создавать свои правила и подчиняться чужим правилам, осваивает социальные роли и роли в группе.
  • Наконец, в подростковом возрасте окончательно формируется мировоззрение личности, репетируются жизненные сценарии, складывается так называемая идентичность (понимание себя, особенностей своего характера, своих стремлений, желаний, компетенций, своей роли в обществе, своей позиции относительно других людей).

Таким образом у человека возникает личное пространство: совокупность его идентичности, мыслей, эмоций, ощущений, его тела и телесных особенностей, желаний и потребностей, личных вещей, увлечений, его мировоззрения, его представлений о других, фантазий, суждений, сокровенных тайн, его зоны комфорта, особенностей общения, его мотивов и страхов, слабостей и сильных сторон.

Это пространство, которое делает человека именно таким, какой он есть – это гарант его целостности и уникальности, непохожести на других, гарант подтверждающий его автономное, независимое и безопасное существование.

И наши личностные границы защищают это пространство и позволяют другим контактировать, общаться с нами, не нарушая целостность нашей личности.

То, что здесь описано – идеальная картинка. На каждом из этапов развития могут возникнуть и возникают трудности и тогда человек может плохо и не очень эффективно обращаться с личным пространством, не осознавать некоторых его частей, он может оказаться неспособен защитить его, а иногда личное пространство и границы могут не сформироваться должным образом.

Исходя из того, насколько успешно были пройдены все этапы развития, формируется определенная структура личности: невротическая, пограничная или психотическая.

Но это уже тема для отдельной статьи.

 



Просмотров: 394
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Ни за что не прощу его.....или себя?
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Как ребенок защищает своё личное пространство, и кто ему мешает.
  • Вороновирус. Что это и с чем его едят?
  • Как принять его таким, какой он есть, если не принимается??
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. Что это такое и с чем его едят.
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • Личное пространство ребенка - это?
  • Геракл и его 12 подвигов в каждом из нас, которые мы пытаемся совершить регулярно. И это неизбежно
  • Личные границы и личное пространство человека
  • Внешний мир человека, как отражение его внутреннего пространства.
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • Часть 1. Хотите чтобы ребенок стал успешным и счастливым? Научите его понимать эмоции!
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • История о мальчике, который думал, что мама его не любит
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Личное пространство или личные границы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь