Что такое стресс? Психоаналитический подход.

Что такое стресс?

психоаналитический подход

 

В своей психотерапевтической группе по «Эффективному управлению стрессом»   https://www.psyoffice.ru/trainings/grupovay_psihoterapiya_simvoldrama_ypravlenie_stressom/   я объединила подходы, которые находятся в разных психотерапевтических направлениях, и, на мой взгляд, критично относятся друг к другу.  Такой синтез позволяет работать на разных уровнях психики. На осознаваемом и бессознательном. 

В своей книге «Бегущая с волками» К.Эстес пишет, о том что слуховой нерв разделен на три и более ветвей. Древние анатомы предполагали, что это дано человеку для того, чтобы слышать и потом осознавать на разных уровнях. Одна ветвь существует для того, чтобы воспринимать бытовые разговоры, вторая - научные знания и искусство, а третья для того, чтобы слышать свою душу. Точнее, чтобы душа слышала наставления и приобретала знания. Задача аналитической терапии состоит в том, чтобы осознать свои бессознательные мотивы, лежащие в основе удовлетворения симптома.

Я сейчас объясню, как это связано со стрессом и его эффективным управлением. Очень надеюсь, что каждому читателю информация будет доступна и понятна.

Для начала, предлагаю рассмотреть понятие стресс, как естественное напряжение, возникающее при нарушении гомеостаза. Теперь о гомеостазе. В данном психологическом контексте мы будем рассматривать понятие гомеостаза как ощущение комфорта и целостного образа себя, включая субъективную картину мира, убеждения, установки. То есть это нормальное наше спокойное состояние. При возникновении конфликта, нашему представлению о себе  грозит разрушение. Например, собеседник может своей критикой поддавать сомнению наши убеждения. Я не привожу здесь пример физического воздействия, рассматриваем психологический аспект. (Хочу напомнить, что наш организм на биохимическом уровне практически одинаково реагирует на физическую и психическую опасность).

Если личности не удается сохранить образ себя, то есть то как он себя представляет, то мы будем иметь дело с психической травмой. Травма происходит, когда все психические защиты рациональные и иррациональные разрушены, и человек ощущает безысходность.

Итак, при нарушении гомеостаза, мы ощущаем дискомфорт. Психологическое состояние не комфортное, физически может быть жарко или холодно. Усиливается потоотделение, может возникнуть физическая слабость, сжимающие ощущения в солнечном сплетении, трудно  усидеть на  месте. Это и есть симптомы стресса. Возникает дефицит, который приводит к напряженному состоянию.

Наша психика устроена так, что любым образом будет восполнять этот дефицит.

Симптом - бессознательная компенсация дефицита. В данном случае дефицита безопасности. (Хотя, по моему мнению, любой дефицит: заботы, внимания, покоя, уровня контроля и т.д. будет связан с безопасностью, то, как психика будет воспринимать на глубинном уровне любую недостаточность. Все, что бы мы не делали, имеет бессознательный мотив обрести безопасность и комфорт. Но это мое субъективное мнение, может оно и поменяется когда - нибудь).

Симптом может  проявляться в виде:

- зависимости (алкогольной, наркотической, игровой);

- тревожных расстройств;

- обсессивно - компульсивных расстройств (навязчивые действия, движения);

- гиперопеки;

- психосоматических заболеваний.

На внешнем уровне мы можем иметь дело с реальной конфликтной ситуацией между двумя взрослыми людьми. На втором, научном уровне, имея необходимые знания, мы рационализируем, объясняем себе что происходит с нами сейчас. На третьем, душевном уровне мы имеем дело с конфликтом между нашим суперэго ( контролирующий, морализирующий внутренний объект психики) и  тем, что З. Фрейд назвал «Ид», областью бессознательного, наполненного желаниями, инстинктами, чистыми эмоциями. Этот конфликт можно сравнить с конфликтом между строгим родителем и бесшабашным ребенком. Ребенок зависит от родителя и поэтому ему придется подчиниться его требованиям, но он все равно найдет путь, втайне от родителя, съесть  желанную запрещенную конфету. Даже во вред своему здоровью.

Любому действию предшествует желание. При возникновении желания возникает напряжение, которое требует разрядки. Желание может проявляться как на простом уровне, например,  что-либо съесть, так и  на уровне миссии, смысла жизни – состояться в той или иной социальной роли.

Если желание не удается удовлетворить сразу, мы испытывает фрустрацию. Очень дискомфортное состояние, которое сопровождается раздражением, переходящим в гнев, даже ярость. При длительном напряжении, т.е. стрессе, мы чувствуем тревогу, страх. Напряжение нуждается в разрядке. Разрядка – это своего рода реакция на стресс. Реакция на стресс может принять форму симптома или выражаться прямо. Кто-то может проявлять гнев во внешнюю среду, кто-то направляет его  вовнутрь себя, ведя разрушительный для своей личности образ жизни.  Кто-то впадает в панику, убегает от напряжения. Иногда в прямом смысле  убегает, уходит с места или уходит от общения. Или впадает в ступор, когда в голове ни одной мысли – невозможно сосредоточиться, что-то вспомнить, ответить, отреагировать. Все это является реакцией психики на стресс.

Задача психотерапевтической работы как в групповой, так и в индивидуальной терапии состоит в том, чтобы :

- научиться управлять своей естественной агрессией, направляя ее на достижение целей (т.е. удовлетворение желаний);

- укрепить свое Эго, которое в структуре личности в психоаналитической теории представляется между Суперэго (контроль, критика) и Ид (желания, эмоции);

- сильное Эго позволит выдерживать естественное напряжение, которое возникает и будет возникать, пока мы живем, общаемся, растем. Другими словами - вас не смогут «продавить».

- как следствие  - вы сможете удовлетворять свои желания, напрямую, не используя симптом и дисфункциональные паттерны поведения.

В группе эти процессы происходят быстрее, но иногда человеку необходимо начать с индивидуальной терапии, а потом идти в группу. Поэтому перед работой в психотерапевтической группе мы проводим собеседование, на котором обсуждаем возможности и задачи, которые хотим решить в сотрудничестве.

В психодинамической  терапии мы рассматриваем личность как динамическую, постоянно меняющуюся структуру. Гомеостаз постоянно нарушается и воссоздается заново. И это будет уже другая «норма». Это будет уже  немного другой человек.

Вспоминается притча о костюме.

Один прекрасный господин, очень красивый и респектабельный решил пошить себе костюм. Он пошел к портному и тот, измерив его, пообещал, что через неделю костюм будет готов. Господин пришел через неделю, одел готовый костюм  и посмотрел на себя в зеркало. В зеркале он увидел, что одно плече на костюме было выше другого, одна штанина была короче другой, да и длина рукавов, тоже была разной. Портной сказал, что ничего страшного, я вам помогу. И он предложил господину опустить одно плечо, зажать подбородком один лацкан и немного поджать одну ногу. Вот, смотрите, теперь костюм ровный и правильный. Весь скореженный господин не мог с этим не согласиться. Глядя на отражение в зеркале он видел симметричный костюм. Он расплатился с портным и вышел на улицу, стараясь вывернуть свое тело так, чтобы сохранить симметричность костюма. Прохожие оборачивались, и он мог слышать как они шушукались друг с другом: «Какой прекрасный костюм на таком искалеченном господине!»

Эта притча, на мой взгляд, наиболее точно отображает то, что делает с человеком симптом.

Когнитивно-поведенческая терапия применяется на наших занятиях в качестве конкретных, реальных инструкций для  решения возникших  затруднений. Это своеобразная, такая желанная для многих пациентов, таблетка, которая помогает помочь  справиться со стрессом здесь и сейчас. Но ее тоже нужно принимать регулярно:).

Например, что нужно делать при стрессе:

- признать дискомфорт в душе и теле;

- назвать для себя то чувство, эмоцию, которую испытываете и просканировать свое тело на предмет зажатости, напряжения, дискомфорта;

- определить желание, которое нуждается в удовлетворении, задав себе вопрос: Что я сейчас хочу? Это может быть желание попить, согреться, поесть, выйти на улицу и т.д.;

- сделать для себя то, что хочется, руководствуясь принципом реальности, конечно. Т.е. что я могу сейчас для себя сделать. Что я могу сделать сейчас с этой ситуацией;

Если это желание кого-то стукнуть, то, лучше об этом  проговорить:  «Я злюсь . Я раздражена». Будет чуть легче, знаю по себе:).

Если это сильная тревога, то хорошо помогают глубокое дыхание животом, при котором выдох в два раза длиннее, чем вдох. При помощи дыхания, мы регулируем действия симпатической и парасимпатической нервной системы. Угнетая действие симпатической, усиливаем действие парасимпатической. ( Как в машине педали газ и тормоз. Две педали сразу не работают). Меняется биохимический состав крови и, таким образом, мы можем влиять на свой эмоциональный фон.

В психотерапевтической группе по «Эффективному управлению стрессом» https://www.psyoffice.ru/trainings/grupovay_psihoterapiya_simvoldrama_ypravlenie_stressom/,  участники сначала испытывают привычное напряжение в контакте с другими. И кто раньше, кто позже, в реальном времени группового пространства меняют свои дисфункциональные паттерны на конструктивное общение. Этому процессу способствует ведущий группы и безопасная  обратная связь от других участников.

 

Иллюстрация к взята  с сайта http://artpo.ru/gallery/paintings/1161_artist/p47719?comments&

 



Просмотров: 371
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Все, что будет, есть сейчас.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Зачем себя обманывать, что похудение - это для здоровья?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • А что мне за ЭТО - будет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь