Как психологическая культура мамы влияет на психическое развитие младенца

Как психологическая культура мамы влияет на психическое развитие младенца

Качество взаимодействия родителя и ребенка – один из факторов эффективности психического развития ребенка.

В младенчестве (от рождения до 1 года) качество отношений мамы и ребенка имеет большое значение, как для текущего, так и для всего последующего психического развития ребенка.

Поэтому уровень психологической культуры матери в этот период развития играет важную роль.

Психологическая культура матери это одна из граней психологической культуры личности женщины, включающая в себя те компетенции, умения, свойства личности, ценностные ориентации, которые позволяют матери эффективно взаимодействовать со своим ребенком. Психологическая культура мамы обеспечивает оптимальные условия для психического развития ребенка, помогает осознанно и осмысленно подходить к своему материнству,  позволяет испытывать чувство удовлетворенности от собственного материнства и способствует саморазвитию и самосовершенствованию матери.

Диагностика психического развития детей и уровня психологической культуры их матерей выявляет следующие интересные особенности.

Дети матерей с низким уровнем психологической культуры чаще всего обнаруживают средний или низкий уровень показателей психического развития.

Это говорит о том, что ребенок испытывает дефицит общения со взрослым. Мама неправильно или неумело организует процесс взаимодействия с ребенком, в результате чего тормозится психическое развитие младенца.

Дети матерей с высоким уровнем психологической культуры чаще всего имеют высокий уровень психического развития. У них богатый опыт эмоционального общения со взрослым. Мама грамотно выстраивает процесс психического развития ребенка, создает адекватную возрасту ребенка стимульную среду, эффективно организует совместную деятельность и общение.

Уровень саморегуляции определяет умение матери контролировать свое поведение, регулировать свои  эмоциональные состояния.

Дети матерей с хорошими навыками саморегуляции свободно проявляют инициативу, без опасения общаются со взрослым, обнаруживают адекватную своему возрасту реакцию на похвалу и порицание. Основной интерес они сосредотачивают на действиях с предметами, активно привлекая к сотрудничеству взрослого. Такое поведение ребенка свидетельствует о его эмоциональном благополучии и психологической безопасности, которые обеспечивает ему мама.

Если умения саморегуляции недостаточно развиты, и мама плохо контролирует свои эмоции и поведение,  это, безусловно, отражается  на ее психологическом состоянии, а соответственно и на психологическом благополучии младенца. Эмоционально-положительный фон общения – главное условие для нормального протекания всех психических процессов ребенка.

Если мать, в силу отсутствия навыков саморегуляции не может обеспечить ребенку стабильное эмоционально-положительное общение, это тормозит развитие познавательных процессов, может формировать небезопасную привязанность, и, в конечном счете, отражается на уровне развития психики в целом.

Умение конструктивно организовать деятельность и общение позволяет матери эффективно, с учетом своих личностных особенностей, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка организовать процесс взаимодействия с ним.

Деятельность детей, чьи матери обнаруживают высокий уровень данного умения,  характеризуется разнообразием действий. Дети уверенно действуют с игрушками, поглощены деятельностью, проявляют настойчивость, сосредоточены на предмете, оживленно манипулируют, сопровождают действия радостным лепетом. Они охотно откликаются на любые обращения взрослого, пытаются подражать его действиям, проявляют интерес, радость и удовольствие от общения, используют различные средства общения.

У детей, матери которых имеют низкий уровень вышеуказанного умения, развитие манипуляции с предметами однообразны, малочисленны, редко сопровождаются положительными эмоциями и лепетом. Интерес ребенка к предметам быстро иссякает, настойчивость в стремлении завладеть отдаленным или упавшим пред­метом невысока. Дети часто отвлекаются или игнорируют обращения взрослого. Их коммуникативные средства бедны, однообразны. Дети предпочитают одиночную деятельность с предметами. Это говорит о том, что мама либо неумело, либо недостаточно общается с ребенком, вследствие чего задер­живается предречевое и личностное развитие младенца.

Повышая уровень своей психологической культуры, читая литературу, посещая семинары для родителей, консультируясь с психологом, мама анализирует свой стиль общения с ребенком, изучает свое поведение и эмоциональные переживания, а затем на основе этого делает выводы о том, что необходимо изменить, улучшить, дополнить, для того чтобы взаимодействие с ребенком было более эффективным.



Просмотров: 344
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • Врач сказал - у вашего ребенка задержка психического развития.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Особенности оказания психологической помощи подросткам с задержкой психического развития.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Дочки-матери: как мама влияет на ребенка
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Любовь – обязательное условие для нормального развития ребенка!
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Как понять, что низкий уровень развития не у меня?
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Традиционная культура, как ресурс психического развития
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Особенности детей с задержкой психического развития
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Любовь: почему она так важна для развития ребенка
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Задержка психического развития у детей
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Гиперопека - помеха для полноценного развития ребенка.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь