|
Эго как самоорганизующийся личностный архив.Автор статьи: Ромаданов Николай Михайлович
Функционирование эго как самоорганизующегося личностного архива. На днях в беседе с коллегой, было высказано очень интересное сравнение нашего эго со своего рода «самоорганизующимся архивом», хранящим наши чувства и переживания, который накладывает на нас отпечаток с самого детства и который продолжает оказывать на нас большое влияние, когда мы взрослеем. Вся та внутренняя активность, которая исходит от нашего эго, основывается именно на опыте проживания этих чувств и эмоций, которые хранятся в нем. Причем архивом здесь служит как наш опыт психологического проживания, так и телесного. Так как помнит и наша личность и наше тело, но эта тема для отдельной статьи. Так вот, повторимся, что весь этот так называемый «архив» с набором чувств и переживаний начинает формироваться в нас с самого раннего этапа нашей жизни, когда наше сознание только формируется и ему необходим образец для подражания. Эти чувства и переживания могут носить как преимущественно позитивный характер, и тогда мы можем говорить об относительно здоровом функционировании нашего эго, так и негативный, в этом случае они часто являются основой для развития различного рода невротических проблем. По мере взросления человека, увеличивается его багаж и опыт переживания этих ключевых чувств, которые он испытал по отношению к себе и окружающим в раннем детстве. Если этот опыт приобретался им в нездоровой психологической атмосфере, то впоследствии его ключевыми переживаниями могут стать такие чувства как вина, обида, злость, ненависть и т.д.. Они и будут определять то, как будет функционировать наше эго. Если эго отравлено этими «токсичными» чувствами, то оно пропитано страхом и будет ориентировать нашу сознательную деятельность в направлении к тому, как же ему минимизировать контакт со своим травмирующим опытом. Это в итоге заводит человека в тупик, ведь парадокс заключается в том, что эго практически не может разрешить эту сложность и справится с ней самостоятельно, потому что этот травмирующий опыт и есть его основа. Это будет означать, что эго должно уничтожить само себя, чтобы избавится от тех чувств, которые мешают человеку жить полноценно. Этого эго допустить не может, потому что это на самом деле опасно, если мы говорим о грубом и не грамотном воздействии как извне, так и изнутри. Здесь будут включаться различного рода психологические защиты, с целью сохранить то привычное состояние, которое есть на данный момент. Поэтому здесь основная работа может строиться, в направлении интеграции различных частей личности, что дает человеку большую свободу выбора. Интеграция в этом случае подразумевает новый взгляд на тот травмирующий опыт, который у человека был и от которого эго изначально стремится избавиться, а именно принятие тех условий и тех событий, которые были в жизни у человека. Обычно этот процесс сопровождается обострением этих переживаний, но в этом процессе, если можно так сказать таится «ключ к исцелению». К примеру, когда человек после долгих самобичеваний основанных на чувстве вины настолько устает от этого, что он просто не способен больше себя винить, когда он сам, наконец начинает понимать что он такой, какой он есть и он живет так как может со всеми своими ошибками и своим несовершенством. В этом процессе перестраивается и само эго, когда на смену травмирующим чувствам приходит основополагающие чувства принятия себя и любви к себе, а это уже основа к выстраиванию более гармоничных отношений с окружающим миром, когда мы не находимся в постоянном страхе, ожидая очередной порции болезненных переживаний.. Важно так же понимать, что пока мы сопротивляемся тем внутренним переживаниям, которые в нас есть мы не способны изменить и своё внутреннее состояние, мир в котором мы живём не идеален, и не идеален никто кто в нем живет. Непринятие своих переживаний, чувств, слабостей захватывает нас, и вся сознательная энергия уходит на борьбу с ними, вместо того чтобы найти им место в себе, среди других наших эмоций и чувств более конструктивных. По сути это похоже на то будто человек стремится оторвать одну часть себя, а это уже подразумевает неполноценность. Простите за грубое сравнение, но со стороны это может быть похоже на то, будто человек смотрит на свою ногу, понимает, что она ему не нравится и решает её отрезать. Или же если продолжать метафору с "архивом", это похоже на то будто мы выкидываем книги или документы, которые в нем хранятся, считая их порочащими нас, и желаем оставить только те документы, которые нас устраивают, но история от этого не меняется. Мы все также остаемся теми, кто мы есть, со всеми событиями которые с нами происходили. Если мы выбрасываем эти ненужные документы, то как мы можем сделать выводы для себя на будущее, в этом смысле мы будем обречены на повторное переживание тех ситуаций которые нас травмируют. Часто целительным здесь оказывается понимание того, что мы поступали в той или иной ситуации, так как могли на тот момент, мы выбирали лучший вариант для себя из имеющихся у нас, тоже самое когда мы говорим о несправедливости совершенной по отношению к нам. Осознание того, что родители и близкие также могли поступать с нами несправедливо, исходя из имеющихся у них вариантов и возможностей, со всеми ограниченями которые у них были на тот момент и это уже только их ответственность. Это не оправдание другого человека, как может показаться со стороны, это принятие того зла которое было совершенно по отношению к нам. Мы не говорим о том что тот, кто поступил с нами несправедливо хороший и плохо с нами поступал из-за благих побуждений, но мы принимает тот факт, что в тот момент он мог поступить только так, для других поступков у него либо не было возможностей, либо понимания.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|