В последние годы растёт число учащихся, которые испытывают трудности при усвоении школьной программы. Причины неуспеваемости могут быть самые различные и у каждого ученика свои, более того, они остаются скрытыми для учителей и родителей, поскольку все видят лишь конечный результат учебной деятельности, а как она строится, её самостоятельность, осознаваемость, полноту, адекватность - не видят. Бывает, что проблема кроется в плохом усвоении какой-то одной темы (речь идёт о так называемых "пробелах" в обучении) и далее, как снежный ком, растёт непонимание: каждая новая тема, базирующаяся на предыдущей, оказывается недоступной для понимания ребёнком. Часто решение подобной проблемы родители и учителя видят в проведении дополнительных занятий, репетиторстве. Если удаётся ликвидировать пробелы в знаниях, то проблема считается решённой и далее ребёнок может обойтись без помощи взрослых. Однако бывает и так, что тема изучена и пробелы устранены, но вот без репетитора и дополнительных занятий никак не получается заниматься. В этом случае плохое усвоение того или иного предметного материала может являться следствием недостатков в сформированности когнитивных процессов (внимание, память, мышление) или структуры учебной деятельности (это деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку). В этом случае дополнительные занятия будут малоэффективны, поскольку они направлены на устранение следствий, а не причины, причём психологической. Очевидно, что без выявления причин трудностей при усвоении учебного материала невозможна эффективная работа по их преодолению. Итак, чем может помочь психолог ребёнку, имеющему трудности в обучении? Хотелось бы отметить, что речь идёт о здоровых детях (это дети без хронических заболевания ЦНС, дети медико-неврологической нормы). Прежде всего, психолог проведёт исследование уровня сформированности когнитивных процессов (внимание, память, мышление, вербализация). Выявление недостатков в сформированности таких процессов, как память, мышление, внимание даёт возможность выяснить причины неуспешности работы с теми или иными видами информации, либо склонность к работе с той или иной информационной формой представления учебного материала. На основе полученных данных психолог определит цель коррекционной работы и разработает план коррекционных мероприятий, сформулирует рекомендации по их выполнению. Коррекционно-развивающая работа направлена на преодоление отставания, неуспеваемости, отклонений, несоответствия психического развития возрастным нормам. Фактически, психолог будет "подтягивать" когнитивные процессы (внимание, память мышление, уровень вербализации) и интеллектуально-познавательную сферу до нормативного уровня с помощью различных упражнений и игр. Это будет способствовать формированию у ребёнка психологических (когнитивных) средств, обеспечивающих возможность овладения учебной деятельностью. Особое внимание в своей работе психолог должен уделить развитию осознанного контроля со стороны самого ребёнка, тем самым повысив эффективность самостоятельной работы. Если в помощи нуждается ученик начальной школы, то в коррекционную работу будут включены игры-упражнения, направленные на развитие компонентов психологической готовности к школе.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.