Биопсихологическая теория девиантного поведения Ганса Юргена Айзенка

При рассмотрении формирования девиантного поведения необходимо остановиться на биопсихологической теории английского психиатра Ганса Юргена Айзенка (1916-1997), которая основывается на корреляционной зависимости  криминального поведения личности от типа темперамента. 

Биопсихологическая теория девиантного поведения Ганса Юргена Айзенка

Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям среды и воспитания, однако он изменяется в онтогенезе (процессе развития индивидуального организма). Он не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные ориентации, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности.

Однако свойства темперамента могут как благоприятствовать, так и противодействовать  формированию  определенных черт личности. Так темперамент может играть ключевое значение при формировании "Супер-Эго", на которое, в свою очередь, оказывают влияние социальная среда, родительский контроль. 

По мнению Айзенка, к отличительным чертам девиантной личности относятся невротизм, психотизмом, экстраверсия – интроверсия. Основные положения теории преступности, изложенные Г.Ю. Айзенком в книге «Преступление и личность» (1964):

  • склонность к преступлению универсальна, но в большинстве случаев она сдерживается сознанием субъекта;
  • сознание представляет собой генерализованный ряд условно-рефлекторных ответов на стимулы среды, вырабатываемых в детстве и подростковом возрасте;
  • сознание может быть недостаточно развито либо вследствие невозможности семьи и общества создать нормальную обстановку для его развития, либо вследствие врожденной ослабленности у индивида механизма выработки условных рефлексов;
  • экстраверты хуже вырабатывают условные рефлексы, чем интроверты;
  • высокий невротизм, или тревожность, усиливает как экстравертные, так и интровертные тенденции и тем самым стимулирует (у экстравертов) или тормозит (у интровертов) проявление антисоциальных побуждений.

 
Биопсихологическая теория девиантного поведения также была подвергнута критике. Критические замечания касаются следующих положений:
1) по научной гипотезе автором не было проведено эмпирических исследований (выводы строились на основе результатов исследования близнецов английского биолога Джона Бёрдона Холдейна, доказавшего, что если один близнец совершит преступление, то совершение другим близнецом преступления - носит высоковероятностный характер);
2) недостаточная увязка теории девиантного поведения с понятиями «психотизм», «невротизм», «интраверсия-экстраверсия»;
3) не доказана большая реактивность лимбической и автономной систем, результатом которой выступают запредельные эмоциальные реакции на стресс;
4) не доказана связь психотизма с уровнем андрогенов.
 Дорогие читатели, спасибо за Ваше внимание к моим статьям!

Если вам понравилась статья, ставьте «спасибо»,  оставляйте свои отзывы.

Чтобы получить  мою консультацию, перейдите по ссылке

https://www.psyoffice.ru/bondarenko-t-a/#consultation





Просмотров: 489
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте/
  • Антропологическая теория девиантного поведения Ч. Ломброзо
  • Конституциональная теория девиантного поведения Э. Кречмера и Г. Шелдона
  • К проблеме о формировании факторов девиантного поведения
  • Арт-терапия с детьми как способ профилактики девиантного поведения.
  • Хромосомная концепция девиантного поведения
  • Адаптивная концепция девиантного поведения
  • Психологические факторы девиантного поведения подростков
  • Роль антиципационной состоятельности в структуре девиантного поведения
  • Психологические особенности девиантного поведения учащихся начальной школы
  • DBT как эффективный метод коррекции импульсивного поведения при пограничном расстройстве личности
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Феномен невротизм, как обесценивание личности в виртуальном пространстве на примере сайтов знакомств.
  • Теория SELF в сравнении психоанализом, по методике Л. Хьелл, Д. Зиглер «Теории личности».
  • Осознание трагизма собственной личности как фактор суицидального поведения
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • НА ПУТЯХ СОЗДАНИЯ КОНЦЕПЦИИ АЛЬТРУИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Правила поведения с человеком, страдающим пограничным расстройством личности
  • 3 особенности сексуального поведения женщин с пограничным расстройством личности
  • Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личности
  • Очерк теории зависимого поведения
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Оптимальная стратегия поведения жены при измене мужа или его уходе из семьи
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Этапы развития личности. Теория Уайнхолдов.
  • Теории личности в социальной психологии
  • Развитие теории личности Э. Эриксона.
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Миф Самооценки, или Теория Личности "На Пальцах"
  • Систематика неправильного воспитания, имеющего значение для формирования личности ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь