К проблеме о формировании факторов девиантного поведения

Автор статьи: Жанна Середняк

 

Актуальность исследования

Основой  психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие, выявление факторов препятствующих благополучному развитию, разработка системы педагогических, психологических и социальных коррекционных мероприятий являются основными целями психологической службы образования.

Но серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям, снижение общего уровня культуры учебного труда, дисгармония взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным знаниям может выступать как причина накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к школьной ситуации и как следствие неудачного опыта пребывания в школе. И в том, и в другом случае, у детей возникает явление школьной дезадаптации в различных ее проявлениях, что свидетельствует  об отсутствии необходимых условий для физического, духовного и социального благополучия, что , в свою очередь, может способствовать формированию аномального поведения.

Цель данного исследования – выявление факторов в младшем школьном возрасте, влияющих на формирование девиантного поведения и разработка системы педагогических, психологических и социальных коррекционных мероприятий, направленных на формирование условий, способствующих благополучному развитию младших школьников.

Объект исследования  – уровень мотивации к обучению в школе и развития познавательных психических процессов, таких как: логическое мышление, концентрация и устойчивость внимания, кратковременная память.

 Предмет исследования  - влияние факторов в младшем школьном возрасте, способствующих формированию девиантного поведения.

Выборку исследования составляют дети младшего школьного возраста, а именно ученики вторых классов Одесского учебно-воспитательного комплекса №49 «Специализированной-общеобразовательной школы». В исследовании принимали участие ученики всей параллели, состоящей из пяти классов, два из которых специализированные. Специализированные классы имеют два направления: один из них - это углубленное изучение английского языка, второй - с математическим уклоном. В специализированные классы зачисляются дети, набравшие необходимое количество баллов при отборе во время диагностики уровня школьной готовности при поступлении в первый класс. В остальные классы зачисляются дети, не участвовавшие и не прошедшие отбор. Диагностика проводилась среди учеников 2-х классов. Участвовало 135 учеников, из них: мальчиков – 70 , девочек – 65.

Методы исследования - в исследовании применены клинико-психологический и экспериментально-психологический подходы.

 В психодиагностике были использованы следующие методики:

- анкета Н.Г. Лускановой – направлена на изучение уровня учебной мотивации учащихся;

- методика «Четвертый лишний» – направленная на диагностику развития логического мышления;

- методика «Расставь знаки по образцу» (модификация метода Пьерона-Рузера)  – направлена на изучение концентрации и устойчивости внимания;

- методика «10 слов» – направлена на изучение объема кратковременной памяти.

Результаты исследования и их обсуждения

Общие результаты диагностики представлены в форме таблицы (Таблица № 1).

Таблица № 1. Результаты диагностики.

   

Объект оценивания

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий

уровень

Общее количество - %

мальчики

девочки

Общее количество - %

мальчики

девочки

Общее количество - %

мальчики

девочки

Мотивация к обучению

69

51%

29

40

40

30%

23

17

26

19%

18

8

Логическое мышление

32

24%

14

18

80

59%

44

36

23

17%

12

11

Концентрация и устойчивость внимания

42

31%

18

24

34

25%

19

15

59

44%

33

26

Кратковременная память

3

2%

2

1

106

79%

54

52

26

19%

14

12

 

По результатам диагностики уровня мотивации к обучению в школе и развития познавательных процессов учащихся 2-х классов можно сделать следующие выводы:

  1. Процесс развития детей в большинстве случаев осуществляется успешно, и уровень психического развития соответствует возрасту. Однако есть и менее развитые школьники, которые в отличие от более развитых,  характеризуются:

а)  неравномерностью развития интеллектуальной и двигательной сфер;

б) недостаточностью сформированности процессов саморегуляции интеллектуальной деятельности, проявляющейся в неумении анализировать и воспроизводить заданный образец, подчинять свою деятельность поставленной задаче, правилу, инструкции.

Кроме того, следует отметить, что дети с менее развитым логическим мышлением, концентрацией внимания и памятью в совокупности, имеют и слабую успеваемость по школьным наукам, а также имеют частые замечания за нарушение дисциплины, особенно во время урока.

  • Половина учащихся, принимавших участие в исследовании, имеет высокий уровень мотивации к обучению, а примерно 1/5 учащихся – низкий.
  •  Таким образом, ссылаясь на методику, только половина учащихся успешно справляются с учебной деятельностью, следуют указаниям учителя, добросовестны и ответственны, т.е. находятся в благополучных  условиях  и испытывают  комфортные ощущения  во время учебно-воспитательного процесса. А примерно 1/5 учеников посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Такие школьники находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем и школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В некоторых случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

    Если применить эти данные на количество учащихся в младшей школе на 2013-2014 учебный год, соответствующей младшему школьному возрасту, а это 643 ученика (мальчиков – 310, девочек - 333) , то только 320 школьников испытывают  комфортные ощущения  во время учебно-воспитательного процесса, а 128 учеников начальной школы находятся в условиях неблагоприятных для физического, духовного и социального благополучия и, соответственно, попадают в группу риска.  

    По результатам исследования после проведения диагностики, с классными руководителями в обязательном порядке проводятся индивидуальные и групповые консультации. Стоит отметить тот факт, что педагоги, которые внимательно относятся к рекомендациям психолога, интересуются поиском новых способов и методов в воспитании своих подопечных, применяют элементы творчества, склонны к саморазвитию и самоанализу, отмечают улучшения не только в результатах учебной деятельности школьников, но и в эмоциональном состоянии детей.

    Наряду с этим, есть педагоги, которые не отмечают положительных сдвигов в развитии детей. Замечено, что этим учителям свойственно применять только лишь авторитарные методы воздействия на учеников, проявлять несдержанность в форме тона переходящего на крик или в словах и выражениях несущих обидный смысл для ребенка. Такие педагоги имеют привычку говорить о присутствующих детях в третьем лице, обращаться к ученикам по фамилии, игнорировать рекомендации психолога и объяснять нарушение дисциплины во время учебного процесса только недостатками семейного воспитания или особенностями личности ребенка.

    Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а поэтому и к определенному типу воздействий. К. Д. Ушинский в работе “Человек как предмет воспитания”, указывал, что педагог, стремящийся воспитывать человека должен, прежде всего, узнать его во всех отношениях. “Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить”.

    Психологическое изучение школьников позволяет выявить не только слабые стороны в их развитии. Система учебно-коррекционных воздействий должна быть направлена на устранение выявленных недостатков, при этом следует опираться на положительные качества личности ученика и на стороны познавательной деятельности, которые хорошо развиты у учащихся. Коррекционная работа учителя должна опираться на то положительное, что обязательно присутствует в каждом слабом ученике.

    Эффективность коррекционной работы с детьми и возможность в полной мере осуществить психопрофилактику в это ответственное для школьников время во многом зависят от того, насколько учителя психологически грамотны, способны воспринимать рекомендации психолога, включаться с ним в совместную работу, а самое главное – подключать и родителей к этому процессу.

    Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни - переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяются условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, воображения, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности. Необходимо, чтобы труд школьника стал источником умственного удовлетворения и душевной радости.

    Проведя такую работу, мы пришли к выводу, что для повышения уровня мотивации и развития познавательных процессов младшего школьника стоит учителям и родителям рекомендавать следующее:

    - использовать в работе и общении игровые элементы, экскурсии, наблюдения;

    - применять опыт творческой деятельности;

    - создавать, воспринимать и осмысливать проблемную ситуацию;

    - осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании;

    - развивать произвольную сферу ребенка: умение действовать по плану, работать по образцу и т.д;

    - быть чутким, мудрым взрослым, готовым прийти на помощь ребенку при необходимости;

    - создавать благоприятную психологическую атмосферу, «ситуацию успеха» для ребенка, так как только в этом случае возможен прогресс в развитии;

    - формировать учебную направленность, ответственное отношение к учебе, путем постепенной и гармоничной передачи данной ответственности с плеч родителей на ребенка.

    Заключение

    Таким образом, можно сделать вывод, что недостаточный уровень развития психических процессов соответственно возрасту, низкий уровень мотивации к учебной деятельности и применение неадекватных благоприятному развитию ребенка методов и способов воспитательного процесса со стороны, как родителей, так и педагогов, приводят к постепенному развитию девиантных форм поведения у школьников. Участие школьного психолога в учебно-воспитательном процессе, диагностика не только учеников, но и учителей, обусловливает своевременное выявление совокупности факторов, формирующих аномальное поведение, и позволяет разработать соответствующий комплекс педагогических, психологических и социальных мероприятий.

     



    Просмотров: 398
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • Использование метода рисования архетипических тем для диагностики нарушений поведения у учащихся
  • Изучение влияния процесса обучения художественной грамоте на функциональное состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихся
  • Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников
  • Психологические особенности девиантного поведения учащихся начальной школы
  • Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Сопровождение учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю.
  • Рекомендации по развитию познавательных процессов у подростков и юношей с ОПФР
  • Решение педагогических конфликтов как создание безопасного пространства для учащихся
  • Использование методов и приемов НЛП в развитии учащихся с ЗПР, в условиях общеобразовательной школы.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как понять, что низкий уровень развития не у меня?
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Изучение эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
  • Рекомендации для развития и восстановления памяти и внимания.
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Развитие мотивов творческой самореалиции, учебно-познавательных и социальных мотивов у студентов
  • Проблема психосоматического развития в детском возрасте: подходы и методы исследования
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • Важны ли для развития детей хорошие оценки в школе ?
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Профориентация учащихся с особенностями психофизического развития
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь