Первый класс: адаптация и 3 волны беспокойства

Учебный год начался. А значит, через пару месяцев можно ожидать первую волну детей, у которых старт не удался.

Их часто приводят по рекомендации от педагогов школы. В лучшем случае с предложением проконсультироваться у психолога, в худшем - с уже приклеенными ярлыками “ненормальных”, “психологически незрелых”, “неготовых к школьному обучению”, “с несформированной мотивационно-волевой сферой” и т.д.

Вторая волна пойдет во втором полугодии первого класса. Ждали-ждали, что за полгода ребенок привыкнет, а он не привык, школу не любит, учиться не хочет, друзей нет.

Третья волна будет уже во втором классе. Это родители приведут тех, кому так же было трудно в первый год обучения, но все вокруг надеялись, что за год ситуация улучшится. А она не улучшилась, а, возможно, стала только хуже.

Почему так?

До школы дети посещают детский сад или просто проводят время дома с мамой / бабушкой. И в этом пространстве не так много требований, не так много ожиданий. Там проще, легче, свободнее. В дошкольном детстве к шалостям и странностям относятся проще. А в школе все “вылезает”. Напряжение школы оказывается слишком сильным, непереносимым для некоторых детей, и они ведут себя странно. Зато это помогает им как-то справиться со стрессом.

Они дерутся, щипаются, плачут, замыкаются, не переставая играют в игрушки на уроках, ползают по полу между рядами, встают на парты, кричат, выходят из класса, когда вздумается. Некоторые категорически не хотят утром идти в школу, плачут, у них появляются соматические симптомы (болит живот, голова, поднимается температура, тошнит).

В общем-то, правильно говорят педагоги о несформированности мотивационно-волевой сферы. Но не надо забывать, что возраст 7 лет - это условная граница, готовность к школе не приходит ровно в день рождения ребенка. Да и сама система школьного обучения далеко не идеальна, и не всякому ребенку легко к ней приспособиться. Спокойным, меланхоличным, медлительным деткам нахождение в шумном классе, где буйствуют еще 25-30 человек, дается с трудом.

Кроме того, адаптация, вообще-то, зависит не только от ребенка, но и от учителя. Я работала с деовчкой, которая не хотела ходить в школу в 1 классе. Учитель - заслуженная, опытная, выпускает только блестящие классы, требовательная. Ей надо было, чтобы все слушались, все делали быстро, четко. А тут творчески одаренный ребенок. С ней говорят строго - она закрывается и молчит, ничего не говорит и не делает, смотрит в пустоту. Учительницу это выводило из себя, она воспринимала это как протест, как наглое неповиновение. Хотя такое замирание - естественная защитная реакция ребенка перед сильным, большим Взрослым.

Девочку перевели в параллельный класс - проблема решилась. Довольный ребенок ходит в школу, улыбается, дружит с детьми.


Когда стоит начать беспокоиться:

Скорее всего, беспокоиться не придется. Обычно все-таки адаптация к первому классу у большинства детей проходит хорошо. Не нужно выискивать зерна проблем там, где их нет.

У меня есть фотография меня самой перед первой в моей жизни школьной линейкой: девочка с бантами и цветами, в белом фартуке и коричневой школьной форме. Я помню этот момент, это, действительно было важным событием в моей жизни! Я ждала его, гордилась своим новым статусом!

И сейчас дети, как правило, тоже радуются этому. Первый класс - новая ступень взросления, новый статус, новый портфель, пенал, тетрадки и ручки, и даже учебники!

Какие признаки затрудненной адаптации можно увидеть?

    Устойчивое сильное нежелание идти в школу. Обычно это утром. “Не хочу, не пойду, мне там плохо, меня обижают, дурацкая учительница…” и все в таком духе. Соматические симптомы (что-нибудь болит).Регулярные (именно регулярные, а не один-два раза) жалобы учителя или воспитателя продленки. Жалобы на неподобающее поведение, агрессию, невнимательность и т.д.Снижение общего эмоционального фона. Ребенок мало улыбается, погружен в свои мысли, выглядит понуро, движения замедленные. Порча школьных принадлежностей. Порвалась школьная форма, потерялся дневник, сломались ручки и пр.Даже спустя 3-4 месяца у ребенка нет приятелей в классе; не знает имен одноклассников, не знает имени учителя.

Увидели. Что делать-то?

Займите позицию внимательного наблюдателя и защитника. Возможно, через 1-2 недели все пройдет само. Ребенок найдет в себе ресурс и справится сам. Поддерживайте его, проводите с ним время.

Сделайте акцент на сильных сторонах ребенка: умеет быстро бегать, знает много игр, умеет читать, отлично рисует, умеет громко свистеть, может стоять на одной ноге 5 минут… Для детей в этом возрасте крайне важно что-нибудь УМЕТЬ. Это создает хорошую базу для самоуважения и общения с товарищами. Эти умения первоклассник понесет в школу как дополнительный козырь, в них его уникальность и ценность.


Если вы чувствуете очень сильную тревогу в себе - это может быть вовсе не об адаптации ребенка, а что-то ваше личное всплыло на поверхность, когда ребенок пошел в школу?


В среднем, адаптация занимает около 3 месяцев. Это в среднем. Кому-то нужно больше времени. Если даже через полгода ребенку в школе тяжело - обратитесь к специалисту.

В первом классе важно поддержать, ободрить ребенка, ваша уверенность будет для него прекрасной моделью и опорой.
И не торопите время! Детям в этом возрасте по-прежнему нужно играть, рисовать, лепить, бегать, шуметь, а не только учиться и заниматься.






Просмотров: 349
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Первый раз в первый класс: идти или не идти в школу с 6 лет - вот в чем вопрос
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Утренние сборы ребенка в школу – это ваш кошмар? Несколько рекомендаций
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Проблема ребенка это моя проблема или все же ребенка?
  • Материнство в зеркале общественных представлений. Все ли так радужно, как нам это обычно кажется?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Напутствие ребенку в школу или Что сказать, если он не хочет учиться
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Индия, одиночество, внутренний ребенок и как все это между собой связанно.
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Как встретить Новый Год и нужно ли это делать, если он и сам придет.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь