Архетип русского мужчины - товарищ Сухов из фильма "Белое солнце пустыни"

Фильм "Белое солнце пустыни" стал легендарным и культовым сразу после выхода на большие экраны, это было в далеком 1969 году, почти 50 лет тому назад.

Мне представляется, что образ Сухова стал столь популярным, поскольку точно воплотил архетипический образ русского мужчины, то коллективное бессознательное, тот идеальный образ, который служит образцом для множества мужчин и женщин и по сей день. Почему это так, постараюсь рассмотреть, продемонстрировать в статье.

Архетип русского мужчины  товарищ Сухов из фильма Белое солнце пустыни
 
Из фильма мы узнаем, что Сухов - солдат, возвращающийся по бескрайним пескам Средней Азии домой, в далекую зеленую, березовую, полную разнотравья, Россию после успешного завершения своего долгого военного похода "от Амура, до Туркестана", на службе у победоносной, русской Красной Армии.

Образ солдата возвращающегося с войны домой, либо из отпуска обратно в часть - популярный сюжет русских народных сказок и былин о находчивом солдате.

Такие притчи, байки были популярны в петровские времена, в правление Петра Первого. Они сохранились в сборниках "Русские солдатские сказки", "Находчивый солдат". В "Находчивом солдате" Нечаев и Привалов собрали поучительные истории о Петре Первом и простом русском солдате, неунывающем, несмотря на тяготы подневольной жизни:
"Солдатская доля - не своя воля. На войне-то всяко приходится: и жар донимает, и ветер обдувает, и дождём мочит, и ржа сердце точит".

О солдате, проявляющем выдержку, терпение, а также находчивость и смекалку. А значит этот образ народом ценил и бережно сохранил еще 300 лет назад.
 



Другая характерная сказка о русском солдате, которую я даже не столько читал, сколько смотрел в виде мультфильма по телевизору – это русская народная сказка "Каша из топора". Изложу ее в своей, оценочной интерпретации:

Старая бабка не проявила великодушия к голодному солдату, испытывая скаредность (жадность совместно с мелочностью и завистью). Солдат, привыкший к несправедливому к себе обращению, даже бровью не повел на такое поведение бабки, сумел хитростью умело обернуть неблагоприятные обстоятельства с свою пользу, несправедливый мир исправил, утвердив порядок и установив справедливость, еще и добычу получил (топор) в качестве наказания скаредной старухе.

В конечном итоге солдат то сам поел, бабку накормил и топор получил! ("Да, вишь, он не уварился, где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю" и "тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню").

Отсюда, я думаю, легко можно выделить и ценности русского народа: великодушие (проявляемое в виде гостеприимства, неравнодушия и симпатии, эмпатического понимания чужих невзгод) и справедливость (как мерило сути, смысла происходящего, противостоящих пусто- и лжесловию, оправданиям, наветам и рационализациям, «бабкиным» словам).

Судя по всему, эта сказка "Каша из топора" характерна для времен наполеоновских войн и Суворовских походов, то есть лет так 200 назад, архетип русского мужика, солдата кристаллизовался, стал более точным и ясным, а сам текст описания, сказки заметно сократился (она совсем короткая, эта сказка).

С приходом кинематографа сказку воплотили в виде мультфильма, а затем появился и полнометражный художественный фильм "Белое солнце пустыни", в котором уже воплощен визуальный, живой и драматический образ все того же архетипа русского мужчины – товарища Сухова, находчивого и бывалого солдата, защитника "освобожденных женщин Востока", однако верного своей жене – "незабвенной Екатерине Матвеевне".

То, что Сухов тот самый солдат из сказки про кашу из топора, то есть человек умелый и опытный, который решает нестандартно практически любую задачу, проявляя при этом наблюдательность, ум, фантазию, смекалку и гибкость мышления, показывает одна его реплика про бандита, которого ловят и все никак поймать не могут, потому что он все время умудряется уходить от погони, убегает:

- «В старой крепости, его через трубу надо было брать».
 



Неожиданно, правда?

Таким образом, выходит в Сухове, в его уже визуальном, художественном образе воплотилась сама душа русского народа, сама его глубинная сущность и соль – архетип русского мужчины: заботливого и верного, великодушного и романтичного, справедливого и хозяйственного, хитрого и оригинального, бесстрашного и непредсказуемого.



Просмотров: 645
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "СмИрение" или "смЕрение"? Уроки русского языка от психолога.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Он хороший, прямо подкаблучник - я его уже не хочу". Комплекс "рыцаря-развратника"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Обучающие сказки для дошколят "НОТЫ", "Про гигиену"
  • В поисках «Папы», или почему девушкам "до..." так интересны мужчины "за..."
  • Позитивное мышление и аффирмации в чистом виде не "прокатят": "тени" не дадут
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Ведическая" женщина - или я все делаю "правильно", но до сих пор одна - почему?
  • "А тому ли я дала" или комплекс "Мадонны-Простмтутки" у мужчин и женщин
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • "Женский эгоизм" глазами мужчины.Часть 2 "Лед тронулся!"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь