Самостоятельность и ответственность ребенка

Самостоятельность и ответственность ребенка

Очень частый вопрос ко мне, как к семейному психологу, от родителей детей (чаще младшего школьного, предподросткового и подросткового возраста) касается нежелания детей выполнять обещанное, следить за своими вещами, за временем, неспособности самостоятельно "заставить" себя делать уроки и т.п.

Исследуя причины такого поведения сына/дочери, я всегда интересуюсь тем, каковы его/ее обязанности в семье, какова степень его/ее самостоятельности, ответственности, и в чем именно. В большинстве случаев родители (а это обычно мамы) говорят, что еще рано, что дитя еще не выросло. На вопрос о том, когда, по их мнению, будет уже "не рано", отвечают по-разному, но возраст, подходящий, с их точки зрения, для этого, обычно начинается с 16 лет. 

То есть до 16-18 лет человек жил себе без проблем, ни о чем не беспокоясь, ни за что не отвечая, зная только свои права и ожидая, а зачастую и требуя от окружающих выполнения их обязанностей. А потом подрос, и сразу проявил самостоятельность, стал отвечать за результаты своей учебы, выполнять обещания... Как-будто это некая встроенная функция, которая включается в определенном возрасте. 

Но нет, это не приходит "само" с годами. Как любой навык, ответственность и самостоятельность нарабатывается, тренируется. Долго, последовательно и тщательно. Тогда могут быть результаты. Ограждая свое дитятко от любой обязанности, самостоятельности и ответственности, мы не можем ожидать, что с возрастом все "придет само", потому что сейчас наш ребенок слишком мал, и мы, родители, обязаны уберечь его от трудностей. Это как научение ходьбе: если бы и здесь мы пытались избавить малыша от трудностей, боялись падения, ушибов, разбитых коленок, то носили бы свое чадушко на ручках до 16, чтобы жив-здоров был, да и нам за него спокойнее. То же самое можно сказать и про научение пользоваться ложкой, чистить зубы, читать, писать и так далее.

Умение распределять свое время для обязательных и свободных занятий, помнить об обещанном и выполнять его, своевременное выполнение необходимого и т.п. - это, по сути, умение регулировать свои действия, поступки, отношение к ним. Развитие этой собственной регуляции и приводит к самостоятельности, инициативности и ответственности за свои поступки. 

И начинать формирование и развитие такой саморегуляции необходимо  с самого раннего возраста. В этом родителям помогут обязанности ребенка в семье, ведь семья - дело общее, а не только мамино/папино. На слайдах-картинках представлены домашние (и не только!) обязанности детей разных возрастов. 

Самостоятельность и ответственность ребенка



Обсудите с ребенком то, что из семейных дел он мог бы взять на себя. Важно не представлять домашние обязанности как муку, тяжесть или наказание за провинность. Это просто то, что делать естественно в каждой семье. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии уже делать сам. И помните, что обязанность - это то, что важно делать постоянно и последовательно, самому, без напоминаний и понуканий. 

Легкого вам родительства!

Если вам откликнулась статья, и вы хотите изменить свою жизнь, пишите, записывайтесь на прием, меняйте свою жизнь к лучшему!!!

Также буду благодарна за выражение одобрения этой публикации или обратной связи

 

 



Просмотров: 510
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Мужик сказал - а что сделал? Про мужские обязанности и женские "хотелки"
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Как мне делать только то, что по итогу приносит радость и удовольствие?"
  • Когда говорят "да" не факт, что кто-то дает вам свое согласие на дело
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • Вопрос от "худеющей" клиентки: «…вообще не могу себя заставить тренироваться!!! Что делать???»
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • "Я для себя" - что это?
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Как развить в детях самостоятельность и ответственность за свои поступки
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь