Когда я вырасту и стану маленькой

Позвонила коллега. Она, как и я, тоже вошла в неспешный и благодатный возраст бабушки. Возраст, когда можно любить ребенка тем спокойным и глубоким чувством, которое лишено родительской эгоистической нервозности.

 Может быть, поэтому любовь бабушек и дедушек бывает такой целительной для маленькой души ребенка. Может быть той любовью, которая направляет без дерганий, учит без понуканий, умеет отличать важное от второстепенного, ценностное от суетного и проходящего. Хотя я точно знаю, что некоторые родители тоже умеют так любить своих детей. И тогда повезло всем.

- Оль, ты ведь знаешь, что у нас Матильда умерла? Нашей Моти больше нет.

- Да, ты мне говорила. Я очень сочувствую всем вам.

Когда я вырасту и стану маленькой

Матильда была английским бульдогом, любимицей всей семьи, особенно внучки Насти. Собственно это была Настина собака.

Шесть лет назад, будучи уже взрослым псом, Матильда встречала Настю из роддома. И как-то сразу взяла над ребенком свое собачье шефство. Мотя всегда очень переживала за Настеньку. И когда та плакала, то собака, подвывая и поскуливая, стараясь попасть в тон, то ли пыталась успокоить ребенка, то ли виноватилась перед кем-то , что недосмотрела. И вот сейчас дите плачет. Мотя ползала и играла с девочкой, смешила ее. А когда Настенька училась ходить, то Матильда всей собой, как мягким пуфиком, была рядом с ребенком, чтобы девочка, если и упадет, то ударилась бы не так сильно.

В ответ на такую заботу Настя подрастала и несла сладкоежке Моте печенье и пряники. Чувствовалось, что эти двое сильно любили друг друга

О Матильде в семье горевали все, но Настенька об этой потере горевала как-то особенно. О чем собственно и поведала коллега.

 Настя теперь по долгу могла рассматривать фотографии Моти и много плакала. Девочка запретила убирать Матюшин коврик, и часть своих любимых игрушек перенесла на него. И теперь Настю часто можно было увидеть сидящей и даже лежащей на собачьем месте. Девочка тосковала и хотела быть ближе к Моте. Хотя бы так, вот здесь, на ее подстилке. Настя постоянно трогала Мотин ошейник, как что-то реальное, которое помогало памяти лучше держать рядом с собой образ дорогого друга. Такая вещественная память.

Создавалось впечатление, что Настя хотела стать собакой, искала или растила Мотю в себе, чтобы никогда с ней больше не разлучаться. Она хотела по-настоящему и правильно для себя прожить это горе.

Родители тревожились о таком поведении дочери. Пытались ее отвлечь, водили на аттракционы, покупали новые игрушки и даже предлагали купить щенка. Настя отказывалась. Она не хотела отвлекаться. Родители не понимали и пытались поскорее забыть о смерти собаки, как о достаточно болезненном событии, которое должно поскорее пройти, от которого их ребенок страдал. Они не могли выдержать своей тревоги. Не доверяли Насте в том, что ей под силу пережить такое горе. И поэтому всячески суетились и каждый раз вздрагивали, когда Настя не хотела забывать, а снова и снова пыталась говорить о Матильде.

На семейном совете было решено сначала пригласить меня, хоть я ни разу не детский психолог.



Сначала, я попросила Настю показать фотографии и рассказать мне о ее Моте, если конечно она может. Настя начала тихонько и недоверчиво. Разве могут быть важны и интересны ее чувства, ее воспоминания, ее мысли какой-то чужой тетке? Но с каждым словом все больше и больше доверие росло. Мы проговорили часа полтора. Вернее говорила Настя. И было видно, как это важно для нее, как ей становится легче.

Потом я приходила еще два раза. Мы снова разговаривали про Матильду, про Радугу, про Настю. Насте сочиняла историю, и после на ее выбор: проиграть или прорисовать ее, Настя показала мне целый спектакль, в котором все герои были очень узнаваемы.

Мы играли, хоть я не работаю с детьми. Теперь думаю, что с детьми в каком-то смысле легче, чем со взрослыми. Дети умеют проживать горе и тяжелые ситуации в игре, излечиваться игрой. Взрослые часто так уже не могут.

Чему меня учил этот ребенок? Ведь иногда возраст становиться понятием очень относительным. И можно со всей очевидностью признать, что слова «ей шесть лет» или «ей шестьдесят лет» могут рассказать и сообщить нам о человеке не больше, чем количество страниц в книге может рассказать о ее содержании.

Настя учила меня взрослеть. Ведь взрослеет тот, кто имеет опыт смерти и умирания, опыт страдания, кто пережил те моменты, когда жизнь необратимо становится другой, даже если внешне ничего не меняется. Событие происходит во внутренним мире человека. И он сегодняшний становится не равным себе вчерашнему, больше себя вчерашнего, так как восходит к своему новому опыту и новому пониманию себя.

Настя учила меня прощанию с тем, кого ты истинно любишь. Учила прощаться так, чтобы остаться с ним навсегда. Чтобы он стал частью тебя. Чтобы в тебе оставалась грусть и ценность любимого, а не пустота.

Учила, что утрата может быть приобретением. Учила не забывать. И тогда можно отпустить и принять уход любимого. Именно принятие и вера дает надежду на будущую встречу. И тогда можно не забывать, а просто продолжать ждать и жить дальше. Жить и любить, как прежде.



Просмотров: 422
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как благодаря терапии Настя открыла страшную тайну своего рождения
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Откуси, как можно больше, тогда не подавишься, потому что не проглотишь!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Когда влюбленность становится зависимостью или как смириться с тем, что тебе недоступно.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Как я учила скороговорку, или еще раз про память тела и возможности.
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Как сделать так, чтобы мужчина больше никогда не изменял?
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Кем работать мне тогда, чем мне заниматься? Как родители могут помочь в выборе профессии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь