Профессиональное выгорание специалистов помогающих профессий

Что же являет собой профессиональное эмоциональное выгорание специалиста? Чем оно опасно? И, почему педагоги, как никто другие, подвержены этому страшному недугу? 

Для начала предлагаю раобраться с тем, что же такое проффессиональное эмоциональное выгорание.Во-первых: это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека, что вызывает несоответствие между требованиями к работнику, и его реальными возможностями.

Причин выгорания специалиста несколько. -- Это и последствия системы "Человек-человек", т.н. издержки рабочей специальности. Ведь, постоянно общаясь с людьми -- довольно трудно находиться в тонусе. Это и постоянно ускоряющийся современный ритм города, который предъявляет к специалисту новые требования, это и неблагоприятные условия на рабочем месте. -- Не всем довелось работать в комфортных офисных условиях.Особенно это касается перефирии нашей страны.

Подразделяют три стадии эмоционального выгорания.

Первая стадия характеризуется приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств, свежести переживаний.

Второй стадии характерно появление учачающихся конфликтов, в общении с коллегами. 

Третья хакрактеризуется полной апатией, потерей интереса к жизни, смещением фокуса профессиональных интересов.

Что же делать? Неужели человек обречён?

Нет, как можно заметить из названия "проффессиональное эмоциональное выгорание" напрямую связавно с эмоциональной составляющей. 

Кстати, под помогающими проффессиями я понимаю не только педагогов, преподавателей, но и руководителей, координаторов и менеджеров проектов. Многие из них, если не напрямую, то косвенно участвую в процессе помощи другим людям.

 В качестве профилактических мер по коррекции вышеописанных состояний, я рекомендую непосредственно работу с эмоциональным интеллектом личности.

Долгое время считалось, что IQ играет важнейшую роль в развитии личности,в достижении ей поставленных целей, карьерных вершин. 

Первые исследования в области эмоционального интеллекта (косвенным образом) принадлежат никому иному, как Чарльзу Дарвину. Проблематики эмоций известный учёный коснулся в своём фундаметальном труде «Выражение эмоций у людей и животных».

На сегодняшний день имеется несколько моделей эмоцианального интеллекта. 

1) Модель Майера — Саловея — Карузо (модель способностей)

В основу данной модели входят такие основополагающие вещи, как:

-восприятие эмоций;

-понимание эмоций;

-использование эмоций для стимуляции мышления;

-управление эмоциями.

2)Модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-Она

Эта модель отличется от предыдущей тем, что добавилось несколько новых компонентов, таких как:

-ассертивность;

-самоуважение;

-эмоциональная осознанность;

-оценка действительности;

-эмпатия;

-самоактуализация;

-оптимизм

и 

-счастье.

Учёными выделены и другие модели эмоционального интеллекта, однако я предлагаю ориентироваться на смешанную модель. В которую я отнёс такие параметры, как:

-Эмоциональная осознанность: способность ощущать себя "здесь и сейчас", способность вследствие этого контролировать своё эмоциональное поведение, держать эмоции под контролем.

-Самоактуализация;

-Мотивация.

Многие другие параметры, такие как эмпатия -- не являются прямыми, а лишь -- являют собой следствие эмоциональной осознанности.

Что же необходимо для того, что бы находиться здесь и сейчас? Ведь, человек, так уж он устроен --- живёт либо в прошлом, либо в будущем. В настоящем как известно могут жить только дети. Взрослый человек, живущий настоящим моментом, похож на ребёнка, и выглядит по-меньшей мере -- странно. Безусловно, если цель человека -- произвести впечатление на человека, напрмер на девушку, вполне допустимо довериться поведению порыва. Однако, если такое поведение будет посмтоянным, надолго эта девушка с Вами не останется,-- можете будет покойны.

Техники, способствующие осознанному поведению:

1). Техника STOP. Наша жизнь, по-большей части состоит из стрессов. Особенно, это касается жителей мегаполисов. Мы не всегда можем найти адекватный способ борьбы со стрессом, и, как следствие, попадаем в ловушку зависимостей. -- Вредные привычки, шоппинг, конфликтные ситуации на работе и т.д. Кажется, что всему этому нет конца и края. Соответственно, попадая в петлю вредных привычек, мы чувствуем, как наша жизненная энергия уходит сквозь пальцы. 

Техника СТОП возможно в нескольких вариантах выполнения. Выберите для себя наиболее оптимальный. И приступайте к работе.

Первый вариант выполнения данной техники подразумевает бОльшую саморефлексию, и погруженность, нежели второй. Когда Вам захочется совершить какое-либо необдуманное действие, сделайте глубокий вдох, выдохните. Медленно. Чувствуя выдох каждой клеткой своего тела. И...не делайте данного необдуманного действия, вместо этого, позвольте себе немного порефлексировать. - Спросите себя, что Вы делали до того, как спросили "Стоп", что чувствовали? О чём думали? Попытайтесь оценить своё эмоциональное состояние, до того, как Вы сказали себе "Стоп", и соответственно -- после этого.

Второй вариант более радикален, однако, не менее действенный. В момент, когда Вы хотиите сделать действие, которое может повляить на Ваше эмоциональное состояние негатитвным образом -- упадком сил, в дальнейшем, снижением воли и т.д. (захотелось в очередной раз покурить, купить бесполезную ерунду ...и т.д.), необходимо жёстко и уверенно произнести себе "СТОП!" 

Разница в первом, и втором варианте в том, что во втором случае, Вы ничего не объясняете себе. Просто говорите "Стоп!", и всё. После чего, Ваш организм, а именно -- его телесная составляющая попадает в некое замешательство, не понимая, что же делать дальше. 

2). Развитие эмпатии. Мы сможем развить в себе чвуство эмпатии тремя способами. -- Культивируя у себя чувство вины,-- люди у которых высоко развито чувство вины, отменные способности к сопереживанию, эмпатии, распознаванию эмоциональных реакций у других людей.

 

Развитие осознанности собственных эмоций. И сдерживание тех эмоциональных реакций, которые не принесут никакой выгоды ни сейчас, ни в ближайшей перспективе. 

Это отнюдь не означает того, что нужно быть подобным роботу. И не показывать своих подлинных чувств. Отнюдь. Это лишь значит умение контролировать собственные эмоции. Эверетт Шостром не был согласен с Карнегги в той части, что необходимо быть толерантным, терпеливым, доброжелательным, по отношению к другим людям. Надо, но, не всегда! И, если Вы всегда будете стараться избегать конфликтов, то по словам Шострома,-- скоро окажетесь у него на приёме.

В заключении хочется заметить, что эмоциональный интеллект развивается в двух ситуациях: когда мы влюблены, и когда нам страшно. Таким образом, следует сделать вывод о том, что развитие эмоционального интеллекта возможно только при выходе из так называемой зоны комфорта. -- Чем чаще мы сталкиваемся с новыми для себя задачами,тем крепече будет наш эмоциональный интеллект.

Любите! И будьте здоровы!



Просмотров: 477
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Синдром эмоционального выгорания. Что делать, когда вы "дошли до ручки"?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Что такое "ИНТУИЦИЯ"? (из теории "социального интеллекта" И.В. Герасимова)
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Что мы делаем после того, как сказали "Здравствуйте"?
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • "Я для себя" - что это?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • Нет чувств и эмоций. Что это?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • "5 признаков того, что мужчина к вам неравнодушен. На что обратить внимание?"
  • Эмоциональное выгорание. Синдром эмоционального выгорания. Как бороться?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь