|
Психология конструирования будущего: 1970-е. Деррида. Бейтсон.Автор статьи: 404
1968: Differance Ж. Дерриды
Везде, сплошь имеют место только различения и следы следов Жак Деррида
Мир есть текст, утверждает французский философ Жак Деррида. Очень важна для постструктурализма концепция "различения" ("differance") выдвинутая им в одноименной работе 1967 года [118]. Различия - те самые индивидуальные авторские намерения, вложенные в текст - отличают авторский текст от всего остального. И эти различия могут появиться только если происходит процесс различения. "Differance - это то, благодаря чему движение означивания оказывается возможным лишь тогда, когда каждый элемент, именуемый "наличным" и являющийся на сцене настоящего, соотносится с чем-то иным, нежели он сам; хранит в себе отголосок, порожденный звучанием прошлого элемента, и в то же время разрушается вибрацией собственного отношения к будущему элементу; этот след в равной мере относится и к так называемому будущему, и к так называемому прошлому, он образует так называемое настоящее и силу самого отношения к тому, чем он сам не является". Принципы и методы, предложенные Деррида и в целом поструктурализмом, вошли в практику психотерапевтов, работающих с проблематикой конструирования будущего, получили широкое признание и развитие в философии и психологии.
1.2.5. 1972: Грегори Бейтсон и "Экология разума"
Когда мы различаем, мы в буквальном смысле слова делаем различие, мы извлекаем его на свет из сферы непроявленного. Различия, которых мы не извлекли, для нас не существуют. Грегори Бейтсон
Антрополог Грегори Бейтсон (1904-1980), англичанин по происхождению, выпускник Кембриджа, путешествует по миру, читает лекции по различным темам, и оказывается в США, где встречается с основоположником кибернетики Норбертом Винером и Джоном фон Нейманом (1903-1957, математик, кибернетик, создатель теории игр). Кибернетика захватывает Бейтсона, ведь ему как воздух нужны новые теоретические основы для изучения коммуникаций между людьми. Получив их, он сам вносит значительный вклад в становление кибернетики. Бейтсон научил психологию рассматривать человека как систему обработки информации. Физик Фритьоф Капра в книге "Уроки Мудрости", писал: "будущие историки сочтут Грегори Бейтсона одним из наиболее влиятельных мыслителей нашего времени. Уникальность его мышления связана с широтой и обобщённостью. Во времена, характеризующиеся разделением и сверхспециализацией Бейтсон, противопоставил основным предпосылкам и методам различных наук поиск паттернов, лежащих за паттернами, и процессов, лежащих в основе структур". Да, Бейтсон считается одним из крупнейших теоретиков современной психотерапии, но здесь представляет наибольший интерес акцент Бейтсона (который, к слову, часто цитировал А. Коржибского) на "различиях", так перекликающиеся с идеями, которые предложил Деррида. Бейтсон говорит о минимальных информативных изменениях как о «небезразличных различиях» (a difference that makes a difference). Различие становится значимым (создающим различие) для той системы, которая воспринимает воздействие. В системе, следовательно, запускаются определенные процессы и изменения, при условии превышения стимулом (различием) определенного порога. Так и "...восприятие действует только на основании различия. Любое получение информации с необходимостью является получением сведений о различии, а любое восприятие различия ограничено пороговым значением. Слишком слабые или слишком медленно поступающие различия не поддаются восприятию. Они не становятся пищей для восприятия" ("Разум и природа") [479]. В психологии восприятия такие различия называются разностными (дифференциальными) порогами восприятия. Итак, человек постоянно "проживает" различия. Мысль Гераклита ("нельзя дважды войти в одну и ту же реку") трансформируется Бейтсоном так: "Представим человека, который рубит дерево топором. Каждый удар топора будет его модифицировать или изменять, соответственно следу, оставленному прежним ударом. Этот саморегулирующийся процесс, вызван целостной системой: дерево — глаза — мозг — мышцы — топор — удар - дерево. Более правильно было бы сформулировать: (различия на дереве) — (различия в смоле) — (различия в мозге) — (различия в мышцах) — (различия в движениях топора) — (различия на дереве) и так далее. Внутри разделительного круговорота передаются изменения. Однако средний западный человек не так видит последовательность событий при вырубке деревьев. Он скажет: "Я срубил дерево" и даже поверит, что существует ограничивающий посредник, "я сам", который оказывает ограниченное целенаправленное действие на отдельный предмет" [34; 480]. И еще один пример: "Представим себе слепого человека с палкой. Где начинается "Я" слепого человека? На конце палки? В ручке палки? Где-то посередине? Эти вопросы бессмысленны, поскольку палка - это проводник, по которому передаются трансформированные различия. Провести разграничительную линию поперек этого проводника - значит вырезать часть системного контура, определяющего движения слепого человека" [34; 480]. Бейтсон приходит к мысли, что эмоции и действия - результат опыта межчеловеческих отношений в специфических контекстах. Информация, передаваемая от человека к человеку в том или ином контексте должна быть единой по смыслу, тогда обучение (приобретение человеком опыта общения) происходит адекватно, точно, с минимальными ошибками. Ведь в случае, если, скажем вербальная информация, передаваемая человеку, не совпадает с невербальной, происходит нарушение обмена информацией, воспринимающий человек попадает в ловушку из которой не может быть найдено адекватного выхода (этот феномен называют double bind – двойная обуславливающая связь, для простоты - "двойное послание"). Двойное послание может передаваться и только на одном уровне (например, на вербальном уровне классический пример double bind – парадоксальное предписание вида «приказываю тебе не выполнять моих приказов»). Обратим внимание, что double bind разрушает способность живого существа обмениваться сигналами, сопровождающими сообщения и указывающими их смысл (метакоммуникативную систему личности, как называет ее Бейтсон), и таким образом, является одним из феноменов, блокирующих способность конструирования будущего (теория шизофреногенной семьи Бейтсона во многом перекликается с современными данными, полученными на материале психических расстройств: четко прослеживаются нарушения способности конструирования будущего у детей и их родителей). В 1950-х годах Грегори Бейтсон проводит антропологические и психологические исследования (грант Фонда Рокфеллера) в госпитале Управления по делам ветеранов в Пало Альто (город в Калифорнии - Силиконовая Долина, Стэнфордский Университет), и там собирается группа психологов, внесших неоценимый вклад в психологию, в теорию и практику психотерапии (Джон Викленд, Джей Хейли, Вильям Фрай, Пол Вацлавик). На основе теоретических и практических разработок группы Пало Альто в середине 1970-х годов начинает развиваться нейролингвистическое программирование (NLP), которое опирается на философскую базу, во многом подготовленную трудами Грегори Бейтсона и его коллег.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|