Развитие восприятия у дошкольников с ОНР

Развитие восприятия дошкольника с речевыми нарушениями

У ребенка с нарушениями речи есть слабые и сильные стороны. Практически у всех детей с общим недоразвитием речи присутствуют определенные трудности в развитии познавательной сферы. Не отчаивайтесь! При систематической и целенаправленной работе Ваш ребенок преодолеет эти трудности. И помочь ему в этом сможете Вы!

 Проявления трудностей в развитии познавательной сферы не одинаковы у разных детей: одному ребенку сложно запомнить тот или иной материал, другому – сосредоточиться на выполнении задания, третий с трудом ориентируется в правом и левом. Развитие представляет собой комплексный процесс – одновременно происходит взаимосвязанное развитие и восприятия, и внимания, и памяти, и мышления, и воображения, и речи. Этой статье приводятся игры для развития восприятия у дошкольника с ОНР. Игры подобраны таким образом, что Вам не придется выкраивать из своего дня какое-то очень специальное время. В них можно играть по дороге в детски сад и обратно, в машине, в поезде, в самолете, по дороге куда угодно.

Пять правил успеха:

  1. Верьте в своего ребенка, его возможности и творческие способности!
  2. Не давайте ребенку готового решения, стимулируйте его поисковую активность.
  3. Занимайтесь каждый день.
  4. Не торопите ребенка, дайте ему решить задачу самому.
  5. Хвалите ребенка!

Восприятие цвета

Игры на улице

  1. «Назови, что ты видишь синего (красного, зеленого, черного и т.д.) цвета»

Оборудование: не требуется

Содержание: на улице (в магазине, транспорте, на прогулке) Вы просите назвать ребенка, что он видит вокруг определенного цвета. Необходимо стимулировать поисковую активность ребенка. Объем восприятии ребенка меньше, чем у взрослого, поэтому ему требуется больше времени для исследования окружающего мира. Не стоит торопить ребенка, или делать акцент на его «недосмотрах». Гораздо полезнее в завуалированной форме обращать внимание ребенка на объекты окружающего мир.

  • «Бывает – не бывает»
  • Оборудование: не требуется

    Содержание: игра аналогична игре «Съедобное – несъедобное». Предлагаете ребенку определить правильно они сказали, или – нет. Например, родители говорят «лиса зеленая», «яблоко синее», «трава белая», «ромашка красная» и т.д. Ребенок должен ответить, правильно или нет Вы сказали. Игру можно проводить по дороге в детский сад (домой, на занятия и т.д.)

  • «Что в природе бывает красного (зеленого, синего, белого и т.д.) цвета.
  • Оборудование: не требуется

    Содержание: Вы предлагаете ребенку назвать, что в природе бывает определенного цвета. Важно объяснить ребенку, что имеются ввиду объекты природы, а не то, что сделано руками человека. Например, платье не подходит, а яблоко подходит. На первом этапе можно просить ребенка назвать как можно больше предметов; на втором – задавать количество предметов: «Назови, что в природе бывает зеленого цвета. Ты должен назвать 5 предметов». Если ребенок не может назвать заданное количество предметов, то желательно, чтобы Вы стимулировали поисковую активность ребенка наводящими вопросами.  Например, «это животное, оно живет в лесу, любит орешки, у него пушистый хвост» и т.д. Можно устроить соревнования между членами семьи, кто назовет больше предметов заданного цвета, или кто назовет быстрее заданное количество предметов.

  • «Назови цвет»
  • Оборудование: не требуется

    Содержание: Вы называете ребенка разные объекты окружающего мира и просят назвать цвет (или цвета) этого объекта. Например, ель – какого цвета?, а медведь?, а ромашка? и т.д. Обратите внимание ,что если названный объект может быть разных цветов (например, яблоко, осенние листья, розы), то Вы должны стимулировать ребенка дать как можно больше правильных ответов.

  • «Собери букет из листьев»
  • Оборудование: осенние листья

    Содержание: игра проводится осенью, когда с деревьев облетело достаточно листьев. Предложите ребенку собрать букет из осенних листьев. Правило игры: все листья должны быть только одного цвета

    Игры дома

    1. «Разноцветные картинки»

    Оборудование: альбомные листы, с пометкой определенного цвета, цветные карандаши

    Содержание: предложите ребенку лист А-4 с пометкой цвета. Ребенок должен нарисовать не менее 5-ти предметов, которые встречаются в природе указанного цвета.

  • «Собери 5 красных (зеленых, синих, белых и т.д.) предметов.
  • Оборудование: предметы домашнего обихода и интерьера

    Содержание: предложите ребенку найти в квартире и принести 5 предметов заданного цвета.

  • «Сделай радугу»
  • Оборудование: пуговицы, мотки ниток, карандаши, посуда и т.д. Необходимо иметь предметы всех цветов радуги.

    Содержание: объясните ребенку последовательность цветов в радуге и предложите собрать радугу из предметов, которые есть дома. Можно собирать радугу как из одинаковых предметов, например, используя пуговицы, так и из разных.

  • «Подними карандаш цвета…»
  • Оборудование: набор карандашей или фломастеров от 6 до 12 цветов в зависимости от подготовленности детей по количеству играющих.

    Содержание: попросите ребенка  поднять карандаш цвета предмета, который называется. Например, «Подними карандаш цвета травы. Подними карандаш цвета помидора. Подними карандаш цвета лимона».

    Восприятие формы и размера

    Игры на улице

    1. «Назови, что ты видишь большое /маленькое (круглое, квадратное, треугольное)»

    Оборудование: не требуется

    Содержание: на улице (в магазине, транспорте, на прогулке) попросите назвать ребенка, что он видит вокруг определенного размера (формы). Необходимо стимулировать поисковую активность ребенка.

  • «Бывает – не бывает»
  • Оборудование: не требуется

    Содержание: игра аналогична игре «Съедобное – несъедобное». Предложите  ребенку определить правильно они сказали, или – нет.

    Примеры заданий:

    • Слон маленький, а черепаха большая
    • Кошка больше мышки
    • Мышка больше собаки
    • Яблоко меньше клубники
    • Яблоко меньше арбуза

    Ребенок должен ответить, правильно или нет Вы сказали. Игру можно проводить по дороге в детский сад (домой, на занятия и т.д.)

  • «Как ты думаешь, что больше (меньше)
  • Оборудование: не требуется

    Содержание: предложите ребенку сначала наглядно оценить размер предмета. Например, что больше машина или дом? Грузовая машина или легковая машина? Ворона или голубь? После этого возможно сравнение предметов в образном плане. Что больше, чашка или чайник? Шкаф или телевизор? Кастрюля или тарелка. Игру можно проводить по дороге в детский сад (домой, на занятия и т.д.)

    Игры с природным материалом

    1. «Сравнение объектов окружающего мира»

    Оборудование: подойдет любой природный материал, в зависимости от того, где Вы находитесь. В лесу (парке) – шишки, желуди, листья, плоды шиповника. На даче (в деревне) – листья, цветы, палочки, грибы, шишки. На море – ракушки.

    Содержание: предложите ребенку сравнить предметы по величине, разложить предметы по величине от самого маленького к самому большому и наоборот.

  • «Нахождение формы в объектах окружающего мира»
  • Оборудование: все объекты окружающего мира, в зависимости от того, где Вы находитесь.

    Содержание: обратите внимание ребенка на то, что лист липы круглый, а лист дуба овальный. Во время прогулок родители просят ребенка находить предметы различной формы в окружающем мире.

    Игры дома

    1. «Назови, что у нас дома квадратное (круглое, овальное, треугольное)

    Оборудование: предметы домашнего обихода и интерьера

    Содержание: попросите ребенка назвать предметы определенной формы, которые есть в их квартире.

  • «Нарисуй мне…»
  • Оборудование: карандаши, лист А-4

    Содержание: нарисуйте ребенку на листе несколько геометрических фигур и просят «превратить» эти фигуры в какие-нибудь предметы. Например, квадрат «превращается» в шкаф, телевизор, окно. Треугольник – в елку, настольную лампу. Круг – в тарелку, бублик, мячик и т.д.

  • «Большой и маленький»
  • Оборудование: предметы домашнего обихода и интерьера

    Содержание: родители просят найти ребенка в доме «пары» предметов – большой и маленький. Например, большая подушка и маленькая подушка, большой гвоздь и маленький гвоздь, большая кисточки (для бритья) и маленькая кисточка (для теней).

  • Рисование геометрических фигур
  • Оборудование: карандаши, лист А-4

    Содержание: предложите  ребенку нарисовать по инструкции.

    Примеры инструкций:

    Нарисуй

    • Большой квадрат и маленький квадрат
    • Красный круг и синий круг
    • Большой зеленый треугольник и маленький зеленый треугольник
    • Маленький желтый квадрат и большой зеленый круг.
  • «Животные из геометрических фигур»
  • Оборудование: карандаши, лист А-4

    Содержание: родители показывают ребенку как из круга нарисовать ежика и предлагают из разных геометрических фигур нарисовать кошку, собаку и других животных.

     

    Восприятие пространства

    1. «Покажи, где…»

    Оборудование: не требуется.

    Содержание: предложите ребенку по инструкции показать различные  правые и левые части тела. Например: «Покажи правую щеку. Покажи левое колено и т.д.». Поскольку основным ориентиром для выделения сторонности является ведущая рука, целесообразно начинать игру с инструкций, включающих показ правой и левой руки. Сначала инструкции даются ребенку в умеренном темпе, затем, по мере освоения ориентировки, скорость

  • «Что это?»
  • Оборудование: не требуется.

    Содержание: взрослый предлагает ребенку назвать ту часть тела, к которой он прикоснулся. Например, взрослый прикасается к левому уху ребенка, ребенок говорит: «это мое левое ухо».

    Первоначально можно показать ребенку алгоритм выделения правой и левой сторон тела с опорой на ведущую руку. Например, взрослый прикасается к левому уху ребенка, для определения стороны тела просит поднять и назвать ведущую руку и от нее определить, к правому или левому уху прикоснулся взрослый. В дальнейшем опора на движения ведущей руки убирается (то есть ребенок на совершает видимых движений рукой), а сама игра может проводится с закрытыми глазами.

  • «Морская фигура»
  • Оборудование: не требуется.

    Содержание: взрослый описывает позу или действие, которые необходимо выполнить ребенку. В инструкции обязательно должны содержаться указания на правые и левые части тела. Например: «Подними правую руку вверх, а левую ногу поставь на пятку» или «Сними тапок с правой ноги и возьми его в левую руку».

  • «Корабли - 1»
  • Оборудование: 12 листов бумаги, игрушки или картинки.

    Подготовка к игре: на полу разложите 12 листов бумаги, расположив их в 4 ряда по 3 листа в каждом. Эти листы изображают острова. Под листы бумаги спрячьте игрушки или картинки – клад, который должен найти капитан корабля.

    Содержание: ребенок становится капитаном корабля, которому нужно найти клад на одном из островов архипелага. Для того, чтобы найти клад, корабль должен двигаться по инструкции, которую Вы даете. Например: «Плыви вперед мимо 2 островов, поверни налево и проплыви мимо одного острова, теперь направо и т.д.».

    Сначала инструкция дается дробно, следующая ее часть предлагается ребенку после правильного выполнения предыдущей. Затем инструкция может предлагаться целиком.

    Игры на улице

    1. «Робот – 1»

    Оборудование: не требуется

    Подготовка к игре: нарисуйте на земле 10 линий одна за другой на расстоянии примерно в один шаг ребенка или положите камешки – это игровое поле, по которому ребенок будет перемещаться.

    Содержание: ребенок становится у самой дальней от Вас линии, ему нужно дойти до Вас, на каждой линии выполняя инструкцию. Например: «Робот, подними правую руку вверх!» или «Робот, почеши левое ухо!» и т.д. Если задание сделано правильно, ребенок переходит на следующую линию, если нет, остается на месте.

  • «Классики - 1»
  • Оборудование: нарисованное на земле игровое поле, расчерченное на несколько квадратов (рис). Размеры квадратов должны позволять ребенку стоять на них.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рисунок. Игровое поле для игры «Классики»

    Содержание: ребенок стоит на одном из квадратов, взрослый дает ребенку инструкции: «Сделай шаг вперед (ребенок делает шаг). Теперь два шага влево (ребенок перемещается). А сейчас шаг назад (ребенок делает шаг). И шаг вправо и т.д.». Во время перемещений по квадрату не нужно поворачиваться, то есть шаги в стороны делаются приставным шагом. Сначала инструкции даются по одной, а затем их можно объединять по две или по три для тренировки не только ориентировки в пространстве, но и памяти ребенка.

    В этой игре ребенку можно предложить и роль ведущего. Однако очень важно, чтобы на данном этапе взрослый, перемещающийся по игровому полю, стоял спиной к ребенку. В противном случае ребенок не сможет контролировать правильность перемещений взрослого в пространстве. Кстати, взрослый может намеренно делать ошибки (особенно перемещаясь вправо и влево), чтобы ребенок внимательно следил за выполнением своих инструкций.

  • «Замри»
  • Оборудование: не требуется

    Содержание: по Вашей команде ребенок свободно перемещается по площадке. По команде «Замри» ребенок останавливается и называет предметы, которые находятся справа или слева от него, за ним или перед ним. Например: «Замри! Назови, что находится слева от тебя»

  • «Моя улица»
  • Оборудование: не требуется

    Содержание: по дороге в детский сад или магазин и т.п. взрослый просит ребенка называть объекты, находящиеся справа или слева, или называть расположение объектов по отношению к ребенку. Например: «Что находится справа от тебя? – Аптека» или «С какой стороны от тебя находится почта? – Слева».

    Усложненный вариант игры осуществляется по памяти. Взрослый предлагает назвать объекты или предметы, находящиеся справа/слева от ребенка, когда он идет в детский сад. Поскольку описание расположения предметов по отношению к собственному телу зависит от расположения самого ребенка в пространстве, необходимо указывать и эти ориентиры. Например: «Когда мы идем из детского сада домой, справа мы видим аптеку, детскую площадку, Петин дом, а слева – магазин, почту, клумбу» или «Представь, что мы идем из дома в детский сад. С какой стороны будет находиться клумба?».

    Восприятие времени

    Игры на улице

     

    1. «Когда это бывает?»

    Оборудование: не требуется

    Содержание

    Первый вариант: взрослый или ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в это время делают. Например, утром - чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д. Задача наблюдающего - определить, что делает водящий, и назвать время суток.

    Второй вариант: взрослый или ребенок называет какое-нибудь время суток и показывает, что он в это время делает (несколько действий), но одно действие при этом заведомо неправильное. Например: утром встаю с постели, умываюсь, сплю. Задача наблюдателя - отгадать, что делает водящий, и определить, какое действие неправильное.

    Аналогичным образом эту игру можно проводить применительно к временам года. Например, когда мы катаемся на санках? Когда мы собираем грибы и ягоды и т.д.

  • «Вчера, сегодня, завтра»
  • Оборудование: не требуется

    Содержание: объясните ребенку  значение слов вчера, сегодня, завтра. Чтобы закрепить значение этих слов, нужно ориентироваться на какое-либо значимое и яркое событие.

    Возьмите билеты в цирк или кукольный театр и трижды сконцентрируйте внимание ребенка на этих словах: «Завтра мы пойдем в цирк», «Сегодня мы пойдем в цирк», «Вчера мы ходили в цирк».

  • «Перепутаница»
  • Оборудование: не требуется

     Содержание: предложите ребенку ответить правильное или неправильное утверждение:

    Ночью девочка идет в детский сад.

    Утром девочка обедала.

    Днем на уроке девочка получила хоро­шую отметку.

    На уроке девочка проснулась, потяну­лась и снова улеглась в постель.

    Ночью девочка выполняла домашнее задание.

    Вечером девочка каталась на коньках.

  • «Закончи предложение»
  • Оборудование: не требуется

    Содержание: предложите ребенку закончить предложения:

    • Сегодня четверг, значит, завтра будет…
    • Завтра будет суббота, значит, сегодня…
    • Сегодня понедельник, значит, вчера было…
    • Сегодня 31 декабря, значит, завтра будет.. и т.д.

    Игры дома

    1. «Составь рассказ»

    Оборудование: карандаши, бумага, скрепки.

    Содержание: предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает в разное время суток. Запишите его и попросите проиллюстрировать рисунками. Составьте, таким образом, мини‑книжечку, автором которой будет ваш ребенок.

  • «Игры с карточками»
  • Оборудование: цветной картон, цветная бумага

    Содержание: изготовьте из цветной бумаги вместе с ребенком четыре цветные карточки, символизирующие разное время суток.

    Первая карточка символизирует утро: на голубом фоне внизу – половинка поднимающегося солнца с расходящимися лучами. Вторая карточка – день: на ярко‑синем фоне в верхней части листа – ярко‑желтое солнце. На третьей карточке – вечер: на сером фоне – оранжевый круг солнца без лучей. На четвертой карточке – ночь: на черном фоне – желтый месяц и белые звезды.

    Описывая типичные ситуации, задайте ребенку вопрос: «Когда это бывает?». Пусть он ответит, выбрав соответствующую карточку. Потренируйте его располагать карточки и цветные картинки в их последовательности.

  • «Цепочка, или Что за чем следует»
  • Оборудование: двусторонние цветные полос­ки с запечатанными на обратной стороне словами: голубая — утро, желтая — день, фиолетовая — вечер, синяя — ночь

    Содржание: предложите ребенку  выложить полоски в правильной по­следовательности, вспоминая порядок смены частей суток. Затем с помощью получившейся цепочки из полосок — ча­стей суток — отрабатывается понимание, что за чем следует в сутках. Ребенок при этом одновременно усваивает понимание слов после, за, перед.

    Образец: После утра наступает день. За днем следует вечер. После вечера наступает ночь. Перед утром бывает ночь.

    Ход игры. Взрослый называет часть суток, например вечер, дети должны поднять синюю полос­ку, при слове утро — желтую и т.д., и зада­ет на каждое названное слово вопросы:

     

    • Что делают люди (звери, птицы) в это время суток?
    • Какое время суток наступает после ночи? Значит, за ночью следует....
    • Какое время суток следует за днем? Значит, после дня следует....
    • Какое время суток наступает перед днем, но после ночи?
    • Какое время суток бывает раньше, перед ночью?
    • Назови время суток, которое насту­пает после вечера, но перед утром.
    • Какое время суток наступает раньше, какое — позже? Сравни: вечер и ночь, утро и день, ночь и утро, день и вечер, вечер и день, ночь и вечер, день и утро и т.п.

     

     



    Просмотров: 434
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Фразы-стереотипы. То, что не стоит говорить своему ребенку или истинное содержание фраз-посланий
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Всему свое время, или когда ребенку начинать писать и читать?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • В какое время лучше заниматься вашему ребенку?
  • Игры разума или Взрослый ребенок.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Напутствие ребенку в школу или Что сказать, если он не хочет учиться
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Чего не стоит говорит ребенку после соревнований или выступлений
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Что ребенку необходимо для хорошей адаптации к школе?
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Что делать, если вам стало плохо во время или после телесно-энергетической практики?
  • Когда ребенку скучно. Идти или нет в группу старшего возраста.
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Как показать ребенку/взрослому, что вы его любите?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • «В детский сад с улыбкой, или как пережить адаптацию ребенка»
  • Откуда берутся дети или как рассказать ребенку про «это»?
  • Что может быть важно ребенку



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь