О нормативном кризисе, связанном с появлением ребёнка в семье

Автор статьи: Светлана Заречнева

В последние 1,5 года я регулярно консультирую молодых женщин в браке и с детьми в возрасте от 0 до 3-х лет. Хочу написать о некоторых тенденциях и задачах этого периода в жизни семьи и женщины.

Ребёнок (даже желанный и любимый) неизбежно разрушает уже сложившиеся до его появления отношения между супругами. Так как ребёнку нужно занять своё место МЕЖДУ родителями. Эту стадию в жизни пары - появление третьего - называют даже "стадией экспансии", потому что ребёнок как будто "врывается" в семью и всё меняет. Это может длиться с начала беременности до полутора лет. У кого-то раньше, у кого-то позже заканчивается это время, зависит от того, как решаются задачи нового периода жизни. То же самое повторяется и при рождении (ожидании) каждого следующего ребёнка.

Многие пары начинает "штормить" именно в это время.
Отношения "как раньше без ребёнка" уже не получаются - и признание этого обоими в паре облегчает проживание этого сложного периода. Кажется иногда со стороны, как будто супругам в это время нужно разобрать, демонтировать свои прежние отношения, а потом заново собрать их - уже в некоторой новой модификации.

По объективным причинам у женщины возрастает потребность в совместной деятельности с мужем, в его помощи и участии. Обостряется нужда пары в навыке согласования усилий и планов - в первую очередь в бытовых вопросах, но и во многих других тоже. И хорошо, если этот навык был выработан во время совместной жизни до рождения ребёнка. Если же в этом месте ощущается дефицит, то может помочь поддержка доброжелательных и не занимающих ничью сторону близких (если такие имеются) или психотерапевта.

Обостряются конфликты, которые были раньше скрытыми. Часто бывает, что сохранять равновесие раньше удавалось за счет эмоциональных ресурсов женщины - то есть её "терпения" и иногда "забивания" на свои потребности и интересы в пользу сохранения отношений. А сейчас ресурсов на этот "подвиг" становится меньше, и все тонкие места и рассогласования дают о себе знать.

Одновременно у женщины в паре обостряется ощущение зависимости от мужчины - это может обострять страх потери себя, ощущение угрозы своей автономии, - особенно если ранее был пережит опыт эмоционально небезопасных отношений зависимости (с мамой, например, в своём детстве). И если в отношениях с этим мужчиной женщине по каким-либо причинам не безопасно сейчас.

Но тут так же могут актуализироваться сомнения по поводу партнёра (а на самом деле сомнения в себе, в своём выборе) и тенденции "на выход" из пары. Опять же, эти проблемы звучат острее, если они не были прожиты, обсуждены и осмыслены на предыдущих этапах жизни пары. Ощущение зависимости и чувство бесслия может подкрепляться мыслями о том, что связь с мужчиной как с супругом можно "аннулировать", "отменить", если что-то пойдёт не так, но быть матерью его ребёнка - это на всю жизнь. И отношения на почве родительства обычно нужно поддерживать, не смотря на изменения в личных отношениях между супругами (например, в случае развода). Последний фактор часто влияет на само решение пары завести детей. Хорошо, если оба супруга относятся к этим переживаниям осознанно.

В норме с появлением ребёнка связь между супругами естественным образом укрепляется и углубляется. Этому способствуют следующие процессы (которым нужно уделить внимание самостоятельно или можно обратиться за помощью к семейному психологу):

- мужчина осознанно берёт на себя родительскую функцию (он родитель ребёнка настолько же, насколько и женщина, ребёнок появился у пары, а не у одной женщины);

- разделение родительской позиции (ощущение совместности "это наш ребёнок", "мы - родители");

- перестройка жизни пары с включением в неё нужд и интересов ребёнка;

- возрастание внимания и поддержки друг к другу (в первые несколько месяцев после родов особая поддержка нужна самой женщине);

- укрепление взаимного доверия и опоры друг на друга (в силу того, что появляется опыт совместной заботы о третьем и вообще больше разделённого опыта).


Опираясь на принятие и признание со стороны супруга/супруги  в роли родителя, легче выполнять свои родительские функции (как матери, так и отцу). Ребёнок может стать таким объединяющим творческим проектом, придающим новый смысл существованию пары, но не одним фактом своего появления, а в случае, если родители в заботе о нём на самом деле объединяются и начинают сами делать больше шагов навстречу друг к другу.




Просмотров: 415
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Так умирают пары. Урок №3 "Я случайно"
  • Так умирают пары. Урок №1 "Проверки"
  • "Я не люблю своего ребёнка.. Что со мной не так?"
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Больше доверия в паре при помощи "мобильника". Как это?
  • Это как если бы Вас закопали по колено в землю, а потом сказали: "Беги!"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Мы" как тест на симбиотические отношения матери и ребёнка
  • Что делать, если у женщины перекрыт "берущий краник"
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь